В гостях у адвоката Александра Добровинского

С порога Добровинский спрашивает: “А вы задумывались когда-нибудь, что в Советском Союзе было очень много коммерческой рекламы?” И тут же демонстрирует один из самых ярких примеров и заодно свое последнее аукционное приобретение – рекламный плакат Моссельпрома авторства Александра Родченко и Владимира Маяковского. 

В руках у Александра Добровинского афиша к фильму “Процесс о трех миллионах”, художники Владимир и Георгий Стенберги, 1926

В руках у Александра Добровинского афиша к фильму “Процесс о трех миллионах”, художники Владимир и Георгий Стенберги, 1926

“Это классика, – говорит Добровинский. – Москву 1920-х невозможно представить себе без этих острых выкриков в духе “Все специи какие надо/От горчицы до маринада” с рублеными шрифтами и броскими цветами”. Но началась история его коллекции совсем не с агиток советской торговли. 

Реклама Моссельпрома, художник Александр Родченко, текст Владимира Маяковского, 1923

Реклама Моссельпрома, художник Александр Родченко, текст Владимира Маяковского, 1923

Сначала Добровинский купился на французское ар-деко. Первым его приобретением стал плакат “Нормандия”, созданный Адольфом Муроном Кассандром для Трансатлантической компании в 1938 году. Он является не только классикой графического дизайна межвоенной эпохи, но и одной из самых вожделенных находок для любителей жанра. Если в середине 1990-х “Нормандию” можно было приобрести за $7000–9000, то сейчас ее цена доходит до $150 000. “Я, как новичок в этом виде коллекционирования, сперва опешил перед ценами – за такие деньги можно купить передвижника третьей руки, а тут тиражный продукт! – рассказывает Добровинский. – Но по зрелому размышлению понял, что не такой уж он и тиражный. Сами подумайте, выпускалось таких плакатов максимум две тысячи экземпляров, львиная доля их развешивалась на улице, а значит, пропадала, и остается не больше тридцати нетронутых штук – ими-то и оперируют современные аукционы”. 

Постер “Нормандия”, художник Адольф Мурон Кассандр, 1938

Постер “Нормандия”, художник Адольф Мурон Кассандр, 1938

По словам швейцарского эксперта по винтажному плакату Гвидо Тена, именно дорогие постеры являются самым выгодным вложением капитала – стабильный рост цен на литографии хорошей сохранности гарантирован на ближайшие десять лет. Впрочем, один легендарный постер Добровинский всё же упустил из-за его крайне убедительной цены. “Это была афиша “Броненосца “Потемкин” Эйзенштейна. Молоток опустился на £220 000, плюс аукционный взнос, сумма оказалась совсем уж фантастическая. Впрочем, я думаю, что когда он попадется мне в следующий раз, и она меня не остановит”. 

Плакат “На берегах  Ровуми”, художник Йозеф Кузовски, 1928

Плакат “На берегах  Ровуми”, художник Йозеф Кузовски, 1928

На вопрос, почему он в качестве главного предмета собирательства выбрал западные рекламные плакаты и советские афиши, Добровинский отвечает: “Они выполняют разные задачи. Изящные виньетки о поло на снегу в Санкт-Морице или гольф-турнире в Монте-Карло удовлетворяют мою тягу к красивой жизни. 

Постер L’Hiver à Monte-Carlo, художник Жан-Габриэль Домерг, 1937

Постер L’Hiver à Monte-Carlo, художник Жан-Габриэль Домерг, 1937

Ведь никто и никогда не умел так радоваться своему богатству, свободе и беззаботности, как европейская буржуазия в период между двумя великими войнами. 

Постер Les Sports d’Hiver à St.Pierre de Chartreuse, художник Роже Бродер, 1930

Постер Les Sports d’Hiver à St.Pierre de Chartreuse, художник Роже Бродер, 1930

А советские афиши – это свидетельства совершенно другого взгляда на мир: новаторского, смелого, иногда забывающего о законах гармонии, но зато бьющего точно в цель”. 

Афиша фильма “Катастрофа”, авторы Владимир и Георгий Стенберги

Афиша фильма “Катастрофа”, авторы Владимир и Георгий Стенберги

Добровинский уверен, что искусство плаката может рассказать об эпохе больше, чем какой-либо другой вид ее визуального самовыражения.

Афиша фильма “Человек с киноаппаратом”, авторы Владимир и Георгий Стенберги. Москва, 1929

Афиша фильма “Человек с киноаппаратом”, авторы Владимир и Георгий Стенберги. Москва, 1929

 “В нем всё предельно сконцентрировано, ведь плакат предполагает мгновенное считывание информации, использует минимальное количество выразительных средств и при этом обязан оставаться злободневным, отвечающим современным вкусам”. 

Постер Cote d’Azur, художник Жан-Габриэль Домерг, около 1930

Постер Cote d’Azur, художник Жан-Габриэль Домерг, около 1930

Поэтому своей коллекции Добровинский готовит большое будущее. Она станет частью музея режиссера Григория Александрова и актрисы Любови Орловой, который он планирует открыть на их бывшей даче во Внуково. Этот легендарный, но совершенно изуродованный позднейшими перестройками дом он купил несколько лет назад вместе с архивом семьи и теперь занимается его научной реставрацией. “Эта пара была воплощением времени – красивые, богатые и свободные, они жили так, будто в стране не лютует Сталин, миллионы не голодают под продразверсткой, а призрак войны не маячит на горизонте. Мои плакаты станут идеальным дополнением к восстановленным интерьерам их любимого дома. Александров, кстати, скопировал его с голливудского особняка Чарли Чаплина”. 

Пока плакаты не переехали в дом Александрова–Орловой, Добровинский украшает ими свой офис

Пока плакаты не переехали в дом Александрова–Орловой, Добровинский украшает ими свой офис

Много ли в России энтузиастов-коллекционеров плакатов? “Практически никого. Есть еще один человек, он собирает советский агитационный плакат (который на Западе, кстати, ценится куда больше, чем кино), но мы с ним орудуем на разных полях. Меня всегда мало интересовала политика в жизни, и она мало занимает меня в искусстве. Куда любопытнее наблюдать, как тем же ярким языком нам рассказывают о красивых женщинах или даже отличных специях в Моссельпроме”. 

Афиша фильма “Дочки-матери”, художник Юрий Пименов, 1974

Афиша фильма “Дочки-матери”, художник Юрий Пименов, 1974

Беседовала Анастасия Углик

Фото: ДМИТРИЙ ИСХАКОВ; ADVERTISING ARCHIVES, CHRISTIE’S IMAGES LTD. 2013, АНДРЕЙ КУЗНЕЦОВ

Комментарии