Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке

Как и положено замку из готического кошмара, начиналась история Юсуповского кроваво. По легенде, на его месте стояли в XVI веке палаты, в которых Иван Грозный отдыхал во время соколиной охоты, мучил узников и предавался самобичеванию. Отсюда же расходилась по Москве сеть подземных ходов, позволявшая царю появляться в разных частях города, наводя ужас на подданных. 

После смерти Ивана Грозного дворец долго пустовал, а потом достался сподвижнику Петра барону Петру Павловичу Шафирову. Именно он отстроил палаты в том виде, в котором мы их наблюдаем сейчас.

После смерти Ивана Грозного дворец долго пустовал, а потом достался сподвижнику Петра барону Петру Павловичу Шафирову. Именно он отстроил палаты в том виде, в котором мы их наблюдаем сейчас.

Эту легенду рассказывает в мемуарах последний Юсупов – Феликс Феликсович (младший): “В конце прошлого века родители мои обновляли дом и обнаружили тот самый подземный ход. Спустившись туда, они увидели длинный коридор и скелеты, прикованные цепями к стенам. В детстве я думал, что души замученных живут где‑то здесь, и вечно боялся встретиться с призраком”.

Проходная комната между Тронным залом (в него ведут золоченые ворота слева) и анфиладой комнат по садовому фасаду дворца — тому, который видно из Харитоньевского переулка. Двери раскрываются на лестницу в сад.

Проходная комната между Тронным залом (в него ведут золоченые ворота слева) и анфиладой комнат по садовому фасаду дворца — тому, который видно из Харитоньевского переулка. Двери раскрываются на лестницу в сад.

Феликс вспоминает о жизни в московском доме со смесью восторга и ужаса. Сводчатые залы с росписями, темные переходы, толстые ковры, заглушающие шаги, – всё в детском воображении складывалось в картину манящую и пугающую. Но то, что видел и знал о дворце юный Юсупов, имело мало отношения ко временам царя-душегуба.

Тронный зал украшен резными дверями, зодиакальными росписями и ростовыми портретами двух Петров — Великого и Второго.

Тронный зал украшен резными дверями, зодиакальными росписями и ростовыми портретами двух Петров — Великого и Второго.

Мать Феликса, красавица и светская львица Зинаида Николаевна Юсупова, в 1890-х годах взялась за глобальную реставрацию особняка, которым семья владела уже больше полутора веков. Ее мечтой было показать искушенной петербургской и чванливой московской публике аттракцион с перемещением во времени, и на византийское буйство интерьеров Юсупова не пожалела ни денег, ни сил.

В своды Китайской комнаты вмонтированы фарфоровые плато, изображающие экзотических животных. Как владельцы знаменитого фарфорового производства Юсуповы не могли упустить возможность продемонстрировать гостям совершенства своих художников.

В своды Китайской комнаты вмонтированы фарфоровые плато, изображающие экзотических животных. Как владельцы знаменитого фарфорового производства Юсуповы не могли упустить возможность продемонстрировать гостям совершенства своих художников.

 Сначала она наняла для перестройки дворца эклектика Померанцева и поклонника неоготики Султанова. Потом вместе с художником-реставратором Федором Солнцевым они составили систему росписей сводов и стен, где исторические сценки соседствуют с изображениями фантастических животных, а карта звездного неба – с масонскими циркулями и наугольниками.

В Охотничьих палатах стены и потолок расписаны сюжетами из славных деяний Ивана Грозного.

В Охотничьих палатах стены и потолок расписаны сюжетами из славных деяний Ивана Грозного.

Жить в этой вакханалии Юсупова не собиралась: помещения готовились для официальных приемов и ужинов, семья же размещалась в западном флигеле. Он был построен на месте деревянного домика, который с 1802-го по 1803 год снимал Сергей Львович Пушкин. Сад, куда сбегало от няни будущее “солнце русской поэзии”, тоже подвергся значительным изменениям. Юсупова превратила его в классический домашний парк эпохи ар-нуво – с плавными планировочными линиями, завитыми девичьим виноградом трельяжами и романтическими укромными уголками.

Решетка датируется 1892–1895 годами и была выполнена мастерами из Строгановского училища по рисункам самой Зинаиды Юсуповой

Решетка датируется 1892–1895 годами и была выполнена мастерами из Строгановского училища по рисункам самой Зинаиды Юсуповой

В таком виде дворец пережил и московское генерал-губернаторство старшего Юсупова, и игры со столоверчением его неугомонных наследников, и опалу семьи после убийства Распутина, и эмиграцию. Очередная кровавая легенда гласит, что домоправитель Юсуповых Григорий Бужинский был замучен в подвале большевиками, искавшими фамильные драгоценности. Впрочем, какой-то клад под Красной лестницей действительно нашли в 1925 году, когда устраивали во дворце Музей дворянского быта. 

Парадная Красная лестница украшена фигурой льва, держащего в лапах герб Сумароковых–Юсуповых.

Парадная Красная лестница украшена фигурой льва, держащего в лапах герб Сумароковых–Юсуповых.

Просуществовал музей недолго, до 1929-го, а потом помещения были переданы в ведомство сельскохозяйственной академии. В бывших парадных интерьерах много лет трудились на благо народа академики Вавилов и Прянишников. Но никакое, даже самое приземленное, практическое применение не могло убить мрачного очарования Юсуповского дворца. В конце ХХ века окрестная детвора, как и двести лет назад, всё норовила попасть без спросу в заросший сад и с замиранием пересказывала истории о призраках.

Ворота дворца возведены в 1880-х годах и перестройке почти не подвергались.

Ворота дворца возведены в 1880-х годах и перестройке почти не подвергались.

Не помогла и недавняя реставрация (дворец открылся в 2010 году). Слишком уж тщательно подошли ее организаторы к изучению чертежей и эскизов, слишком долго вглядывались в архивные фотографии, слишком глубоко погрузились в историю проклятого юсуповского рода. 

Кабинет воссоздан в 1892–1895 годах Зинаидой Юсуповой по описаниям дворца Алексея Михайловича. На сводах изображено движение небесных тел вокруг Солнца.

Кабинет воссоздан в 1892–1895 годах Зинаидой Юсуповой по описаниям дворца Алексея Михайловича. На сводах изображено движение небесных тел вокруг Солнца.

Так что по сей день стоит в глубине старомосковских переулков заколдованный замок, в котором легко можно представить и спящую в хрустальном гробу царевну, и мрачного колдуна с разбитым сердцем. Всё зависит от того, какие сказки вы любили в детстве.

Фрагмент стены кабинета с изображением птицы Сирин, символизирующей в древнерусской мифологии женское начало.

Фрагмент стены кабинета с изображением птицы Сирин, символизирующей в древнерусской мифологии женское начало.

Текст: Анастасия Углик

Комментарии