Вилла ля Рош в Париже

Архитектура Ле Корбюзье кажется монохромной: бетонные или белые фасады, черные оконные рамы. Но такое впечатление может сложиться лишь у того, кто никогда не видел его домов вблизи.

Вилла ля Рош в Париже

В его собственной хижине Кабанон, многоквартирных “жилых единицах”, капелле в Роншане и монастыре Ля Туретт, на белоснежной вилле Савуа – вкрапления желтого, красного, зеленого и синего есть везде. Великий пурист не баловал своих заказчиков декором. Цвет был единственным видом украшательства, которое он допускал.

Вилла ля Рош в Париже

Первые эксперименты с цветом Ле Корбюзье поставил на вилле Рауля Ля Роша. Швейцарский банкир, друг и покровитель архитектора заказал ему дом для своей коллекции современного искусства. Жить он в нем не собирался, поэтому предоставил другу полную свободу. Разумеется, Ле Корбюзье ею воспользовался.

Вилла ля Рош в Париже

Законченный в 1925 году дом на окраине Парижа стал его личным манифестом. Сочетание разных объемов, игра с перспективой, стирание границы между “внутри” и “снаружи” и, главное, активное использование цвета. Ему отводилась роль архитектурного камуфляжа: подчеркнуть одни объемы, нивелировать другие, усилить взаимодействие света и тени.

Вилла ля Рош в Париже

Недавние исследования стен обнаружили восемнадцать цветов: пять оттенков сиены, четыре серых, три синих, два зеленых, коричневый, лигнит, слоновая кость и цвет камня (для фасада). И каждому отводилась своя роль.

Вилла ля Рош в Париже

Вилла, открытая для посещения два раза в неделю, имела огромный успех. Рауль Ля Рош быстро понял, что людей привлекает архитектура, а не картины, но не обиделся на друга. Свою коллекцию он завещал художественному музею Базеля, а дом – его создателю.

Вилла ля Рош в Париже

После смерти Ля Роша в 1965 году на виллу въехал Фонд Ле Корбюзье. Здание им досталось в плохом состоянии. Впрочем, деградировать оно начало быстро: первый ремонт потребовался уже в 1928-м. Шарлотта Перриан, которая его проводила, пришла в ужас от качества строительства (например, к трубам нельзя было подобраться, так как они были вмонтированы в бетон). “Моя вилла, как красивая женщина, капризна и дорого стоит”, – отшучивался архитектор. Все последующие годы новые владельцы ограничивались тем, что усердно белили стены и фасады. Не вникнув в авторский замысел, они решили, что белый цвет наиболее соответствует идее пуризма. На полноценную реставрацию деньги нашлись лишь несколько лет назад. Длившаяся больше года, она вернула зданию первоначальный облик.

Вилла ля Рош в Париже

“Человек нуждается в ярких красках, чтобы жить, – написал Ле Корбюзье в 1931 году, процитировав Фернана Леже. – Они так же необходимы, как вода и огонь”. Теперь в любви архитектора к цвету вряд ли кто-то усомнится.

Вилла ля Рош в Париже

Текст: Филипп Сёлье/Юлия Пешкова 

Комментарии