В гостях у художника Лаврентия Бруни

Существуют на свете люди, которые легко, будто взмахом волшебной палочки, создают небесную, воздушную красоту. Таков Лаврентий Бруни, только вместо волшебной палочки у него волшебные кисти и краски. Бруни – потомственный художник из древнего рода швейцарских итальянцев, перебравшихся в Россию еще в XVIII веке. Мастерская потомка Лаврентия Бруни, небольшая мансарда в одном из переулков, прилегающих к Рождественке, находится в самом сердце Москвы.

В гостях у художника Лаврентия Бруни

Мастерскую на протяжении последних десяти лет Лаврентий снимает у МОСХа – Московского союза художников. "Я оказался тут потому, что я художник", – рассказывает Лаврентий. Мастерскую получить было совсем непросто. "Это помещение досталось мне в жутком виде: заброшенный чердак с дырявыми полами, вместо мансардных окон были какие-то дыры, через которые устрашающе свистел ветер. До меня здесь работал скорняк, и поэтому тут висели съеденные молью шкурки животных, внушающие страх не меньше, чем завывающий ветер", – делится воспоминаниями художник.

В гостях у художника Лаврентия Бруни

Но выбора в то время не было, Лаврентию было необходимо рабочее пространство, и он решился въехать в эту мансарду. Конечно, пришлось сделать ремонт, переделать помещение под себя, чтобы, как говорит сам Бруни, "не чувствовать себя в унизительном положении". Теперь здесь даже свой выход на крышу есть, через маленькое оконце.

В гостях у художника Лаврентия Бруни

Мастерская устроена следующим образом: в одной из комнат художник создает свои акварельные работы, в другой – пишет маслом. А в третьей стоит кровать, висят подаренные ему гигантские кисти рядом с балетной пачкой, полки с книгами, тут можно отдохнуть, подремать, в тишине и спокойствии предаться размышлениям о вечном. Последний цикл работ мастера посвящен балеринам, излюбленным женским образам, воплощению классической красоты.

В гостях у художника Лаврентия Бруни

Акварельные работы Лаврентий пишет на бумаге торшон, которую он предварительно замачивает в ванной комнате, сама ванная там специально сделана под нужды художника – форма у нее прямоугольная. Увлажнив бумагу, он переносит ее в "акварельную комнату", раскатывает на предварительно смоченном водой полу (чтобы бумага быстро не высыхала) и приступает к работе. Художник пишет на полу, буквально не разгибая спины, это даже сложнее, чем работать стоя у холста. "Очень сложно рисовать человека с натуры на полу, меняется угол зрения", – говорит Лаврентий.

В гостях у художника Лаврентия Бруни

В "масляной комнате" у Бруни настоящий художественный беспорядок – по заляпанному красками полу разбросаны инструменты и тюбики с краской; у стены стоят уже готовые и незаконченные полотна с воздушными балеринами, усыпанными лепестками цветов – новый цикл произведений Бруни. Тут же буквально напротив полотна, над которым колдует мастер, стоит ничем не примечательный деревянный стол – казалось бы, стол как стол, ничего необычного. Но все не так просто, на самом деле этот стол служит своеобразной сценой, с которой на Бруни смотрит его муза-балерина и позирует мастеру. Позировать иногда приходится так долго, что натурщица-балерина Ксюша, актриса театра Станиславского и Немировича-Данченко, однажды ненароком продавила стол пуантами, о чем оба с удовольствием вспоминают и весело хохочут.

В гостях у художника Лаврентия Бруни

Во время нашего с Лаврентием чаепития он успел поделиться множеством интересных и необычных историй. Так Лаврик, как его ласково зовут друзья, рассказал забавный случай из жизни мастерской: из нее невозможно выносить большие холсты (не больше 150×200 см), так как помещение находится высоко на чердаке и проход по лестнице в мастерскую очень узкий. Но это не стало препятствием для настоящего художника. Бруни наловчился спускать холсты на веревках из окна прямо на улицу. Эта непростая операция выглядит так: один человек стоит внизу и веревкой оттягивает картину, находящуюся на "верхотуре", следит, чтоб она не попала случайно на нижний балкон и не застряла. Двое других держат веревки и потихоньку спускают картину вниз из окна. Спасибо эмчеэсовцам, которых когда-то специально позвал друг Бруни – они-то первый раз это все и проделали, урок пошел впрок.

В гостях у художника Лаврентия Бруни

Позже Бруни специально поставил узкое длинное окно, через которое стало удобно спускать холсты. Ничего не поделаешь, пришлось живописцу трансформировать пространство и делать его более удобным для себя. Раньше Бруни часто арендовал мастерские у других художников и тем или иным образом переделывал их, что, бывало, приводило к повышению цены за аренду, а иногда даже к тому, что художник-арендодатель и вовсе разрывал контракт, чтоб самому вселиться обратно и работать в гораздо более уютной, улучшенной и переделанной руками Бруни мастерской. Зачем же делать ремонт, тратить свои силы на временное пристанище? "Не могу иначе. Лучше засучить рукава и сделать красивое пространство и в нем уже работать. В нем уже можно делать свой беспорядок", – объяснил Лаврентий.

В гостях у художника Лаврентия Бруни

Из беспорядка Бруни вырастает абсолютная гармония и красота его искусства. Балерины вот-вот вспорхнут словно бабочки, яркие цветочные композиции оживут и перенесут нас в солнечный теплый летний день. Здесь все дышит светом и положительными эмоциями, которые, уверяет Бруни, и должно приносить искусство.

В гостях у художника Лаврентия Бруни

Текст: Карина Ерицян

Комментарии