Портрет: дизайнер Патрик Жуэн

Патрик Жуэн родился в 1967 году. В детстве любил рисовать и мастерить – профессию дизайнера выбрал как среднее арифметическое между этими двумя увлечениями. Выпускник Высшей национальной школы промышленного дизайна. Работал у Филиппа Старка, в 1998 году открыл свое бюро. В 2010 году у Жуэна прошла персональная ­выставка в Центре Помпиду.

Эту люстру я видела в десятках разных интерьеров. И каждый раз не могла вспомнить имя ее автора. Декораторы, которые демонстрировали мне каскад из прозрачных шаров, тоже лопотали нечто невнятное: “Ну, это известная вещь... Что-то из 1960-х годов”. На самом деле светильник под названием Ether появился на свет в 2006-м.

Люстра из муранского стекла Ether, Murano Due, 2006

“Идея этой люстры настолько очевидна, что кажется, ее должны были придумать давным-давно, – говорит Патрик Жуэн. – Но я оказался первым, а уж потом ее начали копировать все кому не лень”. С виду мой собеседник похож на ежа: вздернутый нос, быстрые черные глаза, жесткие волосы и брови, настолько густые, что кажутся колючими. Несмотря на запоминающуюся внешность, Жуэн умудряется быть дизайнером-невидимкой.

Бутик ювелирной марки Van Cleef & Arpels на Вандомской площади, Agence Jouin Manku, 2006. В центре — укруп­ненная версия люстры Ether

Начать с того, что путь в его парижскую студию лежит через крошечную арку, откуда попадаешь в переулок шириной ровно в один автомобиль. С точностью вычислить местоположение офиса, в котором Жуэн базируется вместе с коллегой-архитектором Санжитом Манку, не в силах даже Google Maps. Если бы не всеведущий пожилой таксист, наша встреча могла вообще не состояться.

Номер отеля Benkiraï в Сен-Тропе, Agence Jouin Manku, 2006

Студия Жуэна занимает несколько комнат с большими окнами и белыми стенами в бывшем промздании. В переговорной, куда меня приглашает хозяин, в глаза сразу бросается стеллаж, нагруженный тарелками в таком количестве, что впору сервировать банкет. 

Диван Cute-Cut, Pianca, 2000

Жуэн больше десяти лет работает с шефом Аленом Дюкассом – на его счету несколько ресторанов, а также разработанная для них мебель, посуда и даже кастрюли. 

Жуэн и шеф Ален Дюкасс с кастрюлей PastaPot, Alеssi, 2007. В 2011 году эта кастрюля получила дизайнерскую награду Compasso d’Oro

Но кто станет интересоваться происхождением стульев и тарелок, когда вы пришли вкусно поужинать? Жуэн иллюзий на этот счет не имеет. Когда я спрашиваю, в чем секрет хорошего застолья, вместо дизайнерского рецепта получаю в ответ банальное: “Хорошая компания”.

Нью-йоркский бар Guild располагается в здании Villard Houses 1884 года ­постройки. Agence Jouin Manku, 2005

Несмотря на это, Жуэн может потратить несколько лет на проектирование ножей-вилок. Дизайнер достает из деревянного пенала прототипы столовых приборов Zermatt – изначально они создавались для Le Jules Verne, очередного заведения Дюкасса на Эйфелевой башне. Но ресторан заработал в декабре 2007 года, а приборы были готовы лишь в 2010-м. 

Столовые приборы из стали Zermatt, Puiforcat, 2010

“Спроектировать ресторан проще, чем стул или вилку, – считает Жуэн. – Если в интерьере есть какие-то недочеты, их можно спрятать. Но вещь, с которой ты соприкасаешься физически, должна быть безупречной”. Приборы Zermatt лежат в руке так естественно, что их быстро перестаешь замечать. В мире дизайнеров-звезд, у которых что ни вещь, то громкое заявление, так себе имя не сделаешь. Но Жуэн решает задачи другого свойства.

Посуда из сервиза Evol, Gien, 2006

“Представьте: вы на ужине, отрезали кусок мяса, потом отвлеклись на беседу и положили грязный нож на стол – всё, скатерть испорчена. А мне хотелось, чтобы она оставалась чистой”, – Жуэн опускает нож Zermatt на стол, и оказывается, что между лезвием и столешницей есть зазор в несколько миллиметров. 

Настольная лампа Bloom (2010) раскрывается, как бутон настоящего цветка

Дизайнер делает несколько энергичных движений, прижимая ножик к воображаемой скатерти, но он, словно кукла-неваляшка, возвращается в исходное положение. “Вот поэтому у этих приборов такие необычные, как бы ломаные, черенки. Обычно у моих вещей более женственная форма”, – говорит он и кивает в сторону пластиковых стульев Thalya, выстроившихся вдоль длинного стола.

Пластиковые стулья Thalya, Kartell, 2007

Плавные очертания характерны не только для жуэновской мебели. В 2006 году он сделал редизайн бутика Van Cleef & Arpels на Вандомской площади, который получился безумно лиричным и нежным, под стать украшениям этой марки. Проект наделал много шума – казалось бы, вот она, слава. 

Лобби гоcтиницы Chlösterli в Гштааде, Agence Jouin Manku, 2003

Но официально и бутик, и все прочие интерьерные проекты Жуэна считаются не его единоличной работой, а результатом коллаборации с Санжитом Манку. Видимо, эта двойственность – причина того, что иногда округлость и женственность форм выливается у коллег в какой-то безумный футуризм, как это было в случае с частной резиденцией YTL в Куала-Лумпуре.

Футуристический частный дом YTL в Куала-Лумпуре, Agence Jouin Manku, 2009

Дом, похожий на космический корабль, припарковавшийся среди городской застройки, был напечатан во французском AD, и по итогам этой публикации Жуэн и Манку получили заказ на строительство дачи в Крыму. 

Диван Kami, Cassina, 2003

“Все уехали на объект, на Украину”, – говорит Патрик, когда я спрашиваю, почему в студии так пусто – только хозяин и пара ассистентов. Дело идет к тому, что эта работа получится еще более радикальной, чем дом в Малайзии, – на крымской даче, например, предполагается, что в главном доме вообще не будет никаких стен.

В 2004 году, когда Лиль был избран культурной столицей Европы, Жуэн и Манку организовали подсветку местного вокзала Lille-Flandres

В жизни самого Жуэна всё гораздо зауряднее. Наш разговор прерывает секретарь – на часах пять, и Патрику пора ехать за детьми. Это ежедневный ритуал, который соблюдается неукоснительно. “Боже, чуть не опоздал!” – восклицает он и на прощание показывает мне в айфоне фотографию двух малышей, плещущихся в ванне. Еще минута, и знаменитый французский дизайнер смешается с толпой обычных парижан, спешащих забрать детей из школы. 

Похожая на позво­ночник лестница в куала-лумпурском особняке

Фото: Eric Laignel; Mario pignata monti; thomas duval; pianca dr; Roland Halbe; архив пресс-службы
опубликовано в журнале №9 (99) сентябрь 2011

читайте также

Комментарии