Субъект культа: Уильям Моррис

Если бы Уильяму Моррису сказали, что спустя полтора века его будут помнить только как одного из основоположников движения Arts and Crafts (искусств и ремесел), он бы наверняка удивился, а то и обиделся. 

Фотопортрет Уильяма Морриса (1834–1896), сделанный в Лондоне в 1870-х годах

Фотопортрет Уильяма Морриса (1834–1896), сделанный в Лондоне в 1870-х годах

Моррис с завидным энтузиазмом работал во многих гуманитарных областях. В юности он пробовал себя как художник, правда, не особенно преуспел – основатель братства прерафаэлитов Данте Габриэль Россетти осмеял его попытки писать. 

Камин в Дубовом зале в особняке Уайтуик-Мэнор, графство Уэст-Мидлендс, архитектор Теодор Мандер, дизайнер Эдвард Оулд. Гардины Cray по эскизам Морриса

Камин в Дубовом зале в особняке Уайтуик-Мэнор, графство Уэст-Мидлендс, архитектор Теодор Мандер, дизайнер Эдвард Оулд. Гардины Cray по эскизам Морриса

Зато искусствоведом-медиевистом Моррис стал профессиональным. Кроме того, он был активным общественным деятелем (в 1885 году участвовал в создании “Лиги социалистов” и часто писал для ее журнала The Commonweal), а также поэтом, переводчиком и издателем (основал издательство Kelmscott Press).

Кресло, обитое шерстяной тканью Bird, около 1870 года

Кресло, обитое шерстяной тканью Bird, около 1870 года

Главным, что определило путь Морриса в искусстве и его стиль, было Средневековье, которое он изучал и боготворил. Плотный орнамент на обоях, тканях и коврах Морриса напоминает средневековые гобелены; витражи и росписи по дереву – готические аналоги, и даже оформленные им книги похожи на манускрипты XI–XIII веков. 

  • Страница и обложка сборника стихов Уильяма Морриса A Book of Verse, 1870 год
  • Страница из “Рубаи” Омара Хайяма в переводе Уильяма Морриса, издание 1872 года с иллюстрациями самого Морриса, Чарльза Фэрфакса Мюррея и Эдварда Бёрн-Джонса
  • Страница и обложка сборника стихов Уильяма Морриса A Book of Verse, 1870 год
  • Но не стоит думать, что Моррис занимался бездумным копированием. В своих орнаментах он пытался “скрестить” готику с натурализмом и считал, что природа – лучший источник вдохновения. 

  • Образец обоев по эскизам Уильяма Морриса, Chrysanthemum (1886 год)
  • Образец обоев по эскизам Уильяма Морриса, Kennet (1883 год)
  • В одной из своих лекций он говорил: “Любое украшательство бессмысленно, если оно не вызывает приятных воспоминаний. Не лучше ли иметь обои или шторы, навевающие мысли о лугах Пикардии или виноградных лозах в вашем саду, чем унылые ряды фальшивых цветочков и листочков, которые остается только пересчитывать от скуки?”. 

    Гостиная дома писателя Тома­са Карлайла в Лондоне с обоями Willow Bough и скатертью по эскизам Морриса

    Гостиная дома писателя Тома­са Карлайла в Лондоне с обоями Willow Bough и скатертью по эскизам Морриса

    Он призывал своих современников брать за основу орнаментов простые английские цветы: розы, лилии и маргаритки, а не экзотические заморские растения. И сам подавал пример: первые же обои, которые Моррис придумал в 1862 году, – Trellis – были “срисованы” с розового куста из его собственного сада.

    Обои Trellis (первый орнамент для обоев Морриса) из прихожей Станден-хауса в графстве Сассекс. Делая эскизы, Моррис решил, что птицы ему не удаются, и попросил своего друга, архитектора Филиппа Уэбба, нарисовать их

    Обои Trellis (первый орнамент для обоев Морриса) из прихожей Станден-хауса в графстве Сассекс. Делая эскизы, Моррис решил, что птицы ему не удаются, и попросил своего друга, архитектора Филиппа Уэбба, нарисовать их

    Несмотря на то что Моррис считается одним из популяризаторов бумажных обоев, он не был их ярым поклонником. У себя дома он практически их не использовал, предпочитая ткани и гобелены. Моррис, как и многие состоятельные викторианцы, был жертвой предрассудка, что обои – дешевый вариант декора. С другой стороны, принципы производства обоев (с 1813 года их печатали на паровых станках) шли вразрез со стремлением Морриса восстановить и сохранить ремесленные навыки и ручной труд.

    Читайте также: Особняк Уильяма Морриса в Келмскотте

    Спальня Уильяма Морриса в особняке Келмскотт-Мэнор —  его летней резиденции в графстве ­Оксфордшир

    Спальня Уильяма Морриса в особняке Келмскотт-Мэнор —  его летней резиденции в графстве ­Оксфордшир

    “Мы, дизайнеры и художники, являемся сейчас единственными представителями ремесленного искусства, которое в условиях рыночного производства фактически вымирает”, – говорил он. К сожалению, воззрения Морриса-дизайнера противоречили принципам Морриса-социалиста. 

    Обои Willow, Artichoke, Scroll и Pimpernel  из коллекции Archive Prints, выпущенной Morris & Co. в 2011 году в честь 150-летия фабрики

    Обои Willow, Artichoke, Scroll и Pimpernel  из коллекции Archive Prints, выпущенной Morris & Co. в 2011 году в честь 150-летия фабрики

    Он считал, что красивые и удобные дома, мебель, предметы декора должны быть доступны для широких масс, а это едва ли было возможно без развития машинного производства. Даже бумажные обои по дизайну Морриса (не говоря о тканях, мебели и стекле) были по карману далеко не каждому – из-за сложных многоцветных рисунков процесс их изготовления был долгим и дорогостоящим.

  • Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне, орнамент 1875 года
  • Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне, орнамент 1860 года
  • Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне, орнамент 1864 года
  • Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне, орнаменты 1864 года
  • Нужно признать, в моду стиль Морриса вошел не сразу и так никогда и не завоевал абсолютной популярности. Например, Оскар Уайльд терпеть не мог его орнаменты. В начале 1860-х годов они интересовали только друзей и коллег Морриса – дизайнеров, поэтов, художников, и только к 1880-м годам проникли в дома представителей среднего класса и в справочники для декораторов. 

  • Архивный образец обоев с изображением гранатов, лимонов и оливок, 1862 год. Этот узор лег в основу знаменитых обоев Fruit
  • Современная интерпретация обоев Fruit входит в коллекцию Archive Prints, выпущенную Morris & Co. в 2011 году
  • Многие состоятельные люди стали заказывать у Морриса не только обои и ткани, но и целые интерьеры. Он был известен как мастер на все руки: клиенты поручали ему оформить стены и окна, выбрать мебель, выложить плиткой камин. 

    Бюро по дизайну Филиппа Уэбба, расписаное Уильямом Моррисом сценами из жития святого Георгия, 1861–1862

    Бюро по дизайну Филиппа Уэбба, расписаное Уильямом Моррисом сценами из жития святого Георгия, 1861–1862

    Именно многопрофильность и узнаваемый стиль сделали Морриса первым британским интерьерным дизайнером в современном значении этого слова.

  • Витраж по эскизам Морриса, “Король Артур и сэр Ланселот” из серии “Тристан и Изольда”, заказанной коммерсантом Уолтером Данлопом, 1862 год, Брэдфорд
  • Витраж по эскизам Морриса, “Ангел со скрипкой”, 1861 год, церковь Всех святых в Селсли
  • Витраж по эскизам Морриса, “В начале было слово”, 1861 год, церковь Всех святых в Селсли
  • Текст: Ксения Ощепкова

    Фото: Bridgeman/fotodom; Victoria and Albert Museum, London; Andreas Von Einsiedel/NTPL; Nadia mackentie/ntpl; Jonathan gibson/ntpl; Akg Images/east news; архив пресс-службы
    опубликовано в журнале №10 (100) октябрь 2011

    Комментарии