В гостях у иконы стиля Айрис Апфель

Икона стиля Айрис Апфель пригласила AD в свой новый дом на Манхэттене.

"Вкус можно приобрести, – говорит Айрис Баррел Апфель, глядя на меня сквозь свои фирменные очки с гигантской черной оправой. – Но стиль подобен харизме – его видно сразу". У Апфель, без сомнения, есть и то и другое.

В гостях у иконы стиля Айрис Апфель

Эксцентричная американка, которая может надеть костюм от Krizia вместе с вышитой юбкой династии Qing или вечернее пальто Dior с окантовкой из меха с джинсами, стала известна в 2006 году, когда в музее Metropolitan Museum of Art’s Costume Institute прошла сенсационная выставка ее разноцветного гардероба. Выставка называлась Rara Avis (по-латыни – "редкая птица") и превратила Апфель в персонажа, которого сама героиня с иронией называет "престарелая старлетка". С тех пор она стала символом самобытности, которая так редко встречается в нашу эпоху стилистов красной дорожки. Но немногие из почитателей Айрис Апфель знают, что она не только редкий модный персонаж, но и человек, для которого одежда лишь один из способов самовыражения.

В гостях у иконы стиля Айрис Апфель

Это бросается в глаза с первых же шагов по ее квартире с тремя спальнями на Манхэттене, где Апфель проживает с мужем Карлом. Справа от входной двери два каменных пьедестала, заваленных книгами по искусству, обрамляют барочную консоль, над которой висит зеркало в стиле шинуазри.

В гостях у иконы стиля Айрис Апфель

Стены коридора, ведущего к спальням, увешаны портретами собак XVIII и XIX веков, а в гостиной, обитой резными деревянными панелями, антикварная фигура собаки держит чашу с бакелитовой бижутерией.

В гостях у иконы стиля Айрис Апфель

Повсюду расставлены элегантные французские стулья, расписные генуэзские комоды, разложены старинные пледы с узором пейсли и многое другое. Все эти вещи были приобретены хозяйкой "то тут, то там" во время ее поездок по Европе, которые ей приходилось совершать часто сначала как главе собственного интерьерного бюро, затем как соосновательнице (вместе с Карлом) текстильной мануфактуры Old World Weavers.

В гостях у иконы стиля Айрис Апфель

Становиться декоратором она не собиралась. Когда в начале 1940-х годов она окончила художественную школу университета Висконсина, она мечтала о карьере в модном бизнесе. Первая работа ее разочаровала – за 15 долларов в неделю она работала машинисткой в журнале Women's Wear Daily и быстро поняла, что шанс сделать там карьеру невелик – редакторы, которых она надеялась заменить, были, по ее словам, "или слишком стары, чтобы забеременеть, или слишком юны, чтобы умереть". После этого Апфель стала работать на женщину, которая "причесывала" квартиры для последующей продажи, чтобы сделать их более ценными на рынке недвижимости, переживавшем упадок во время Второй мировой войны. "Декоратор из нее был тот еще, – признается Апфель. – Но она умела находить редкие предметы и текстиль на помойках и блошиных рынках". Удовольствие от "охоты" оказалось заразительным, а мысль о том, что ей удастся превзойти свою работодательницу, вдохновляла. "Я поняла, что нашла свое призвание – дизайн интерьеров".

В гостях у иконы стиля Айрис Апфель

После окончания войны она основала собственное дизайн-бюро, и если первых клиентов привлекло к ней ее отчетливое чувство моды ("Видимо, люди думали, что если я могу приукрасить себя, то у меня получится сделать это и с комнатой-другой"), то дальнейший успех ей принес талант выискивать уникальную мебель и объекты, а также умение комбинировать цвета и фактуры. "Я не делаю обыкновенных интерьеров, не занимаюсь минимализмом", – говорит она. На компромиссы Апфель также не идет: бюро Old World Weavers появилось, когда она искала ткань, которой не может быть в природе – голубой шелк с узором в виде пчелы Наполеона, но в сильно преувеличенном масштабе. Все закончилось тем, что она создала компанию совместно с мужем и мастером, которому поручила создать ткань. В 1992 году супруги продали компанию группе Stark Carpet.

В гостях у иконы стиля Айрис Апфель

Апфель следует своим прихотям. Во время своей первой поездки во Флоренцию она увидела картину в духе Веласкеса, на которой была изображена девочка, напоминающая ее саму – в ярком парчовом платье, с красными лентами в волосах. "У меня снесло крышу, – говорит декоратор. – Я полюбила это дитя, эти ленты в ее волосах". Апфель была раздавлена, когда узнала, что картина продана, но вернулась на следующий день, и, узнав, что владельца галереи нет на месте, заставила ассистента назвать цену, заплатила, схватила картину и была такова. "Такой подлости я никогда не делала", – говорит она, но не выглядит особенно расстроенной. Картина теперь висит в ее квартире.

В гостях у иконы стиля Айрис Апфель

Сейчас Апфель за 80, но она не теряет энергии: она руководит перемещениями ее выставки одежды, которая недавно побывала в музее Peabody Essex Museum в Салеме, Массачусетс, а также создает линию костюмной бижутерии, осколки которой разложены в коробках по всей квартире, и планирует коллекцию одежды. Кроме этого, она является приглашенным профессором в университете Техаса в школе гуманитарной экологии Austin. "Я очень горда. Я помогу им усовершенствовать факультет моды и текстиля", – говорит Апфель. А известный фотограф Брюс Вебер работает над документальным проектом о ней.

В гостях у иконы стиля Айрис Апфель

Заметно, что она получает удовольствие – но и несколько недоумевает – от своей новой роли гуру стиля. "Люди мне пишут: "Вы изменили мою жизнь!", – она делает небольшую паузу, поправляет подушку. – Я же всего лишь даю им возможность снова быть оригинальными". 

В гостях у иконы стиля Айрис Апфель

Текст: Аманда Вейл

Комментарии