История ГУМа

Верхние торговые ряды – будущий ГУМ – открывали в 1893 году со скандалом: владельцы лавочек, которые раньше были на их месте, двадцать лет противились строительству. Новый “пассаж” с фасадами в патриотическом неорусском стиле (архитектор Александр Померанцев) и стеклянными сводами (инженер Владимир Шухов) быстро полюбился москвичам. Здесь гуляли, делали покупки (в 322 секциях) и слушали концерты.

Вид Верхних торговых рядов с Красной площади, 1890-е годы.

Вид Верхних торговых рядов с Красной площади, 1890-е годы.

В 1918 году Верхние торговые ряды закрыли и устроили в здании конторы. В 1921 году, с началом НЭПа, их вновь открыли и назвали “Главный Универсальный Магазин”. Первый ГУМ существовал десять лет. В 1931 году здесь снова разместились учреждения, а на втором и третьем этажах – квартиры. В 1953 году, после смерти Сталина, ГУМ наконец открылся всерьез и надолго. Людей, стоявших в очереди в лучший советский магазин, в шутку называли гуманистами. В конце 1990-х ГУМ пережил ремонт и обновился.

Очереди “гуманистов”, 1957.

Очереди “гуманистов”, 1957.

Наталия Бусоргина, проработавшая здесь больше двадцати лет, вспоминает, как в ГУМе торговали и устраивали модные показы:

"Я пришла в ГУМ в октябре 1953 года, после смерти Сталина. При нем ГУМ был закрыт – ведь здание выходит на Красную площадь, и Сталин считал, что отсюда может быть совершено покушение. Сам магазин открылся только в декабре 1953 года – до этого там шел ремонт и завозили товары и оборудование.

Монтаж вывески ГУМа на крыше, 1953.

Монтаж вывески ГУМа на крыше, 1953.

По тем временам это был крупнейший в Европе магазин. Одежда и обувь располагались на втором этаже, на первом продавали украшения, ковры и прочие товары повышенного спроса. Первая линия находится ближе к Красной площади, за ней вторая и третья, соединяет их центральная линия с фонтаном посередине. На второй и третьей линии продавались трикотаж, белье, галантерея, спорттовары и хозтовары.

Центральная галерея ГУМа, 1953.

Центральная галерея ГУМа, 1953.

Ровно в восемь утра люди буквально вламывались в магазин, чтобы первыми прорваться к прилавку. Самые длинные очереди стояли за импортной одеждой из Англии, Франции и Италии. Польские, чешские и югославские товары тоже входили в список дефицита. Однажды ГУМ посетил директор одного из крупных западных универмагов, посмотрел на наши очереди и сказал: “Если бы в моем магазине каждый день было столько народу, я был бы самым счастливым человеком на свете!”

“Встретимся в ГУМе у фонтана”, — эта фраза была легендарной. Центральная линия, вторая половина 1950-х.

“Встретимся в ГУМе у фонтана”, — эта фраза была легендарной. Центральная линия, вторая половина 1950-х.

Адрес ГУМа – Красная площадь, дом 3 – знал каждый советский гражданин. Витрины были оформлены со вкусом – если люди шли мимо, они останавливались и разглядывали их. В то время в ГУМе можно было купить все – от значков с советской символикой до соболиных манто. Самые дорогие вещи покупали шахтеры из Донбасса или крепкие мужчины с Севера – они в те времена многое могли себе позволить.

Внутренняя реклама, 1955.

Внутренняя реклама, 1955.

ГУМ никогда не закрывали – даже ради важных персон. Я помню, как приезжал Никсон с супругой и спокойно ходил по магазину – с охраной, конечно. Супруге Никсона подарили в сувенирном салоне павловопосадские шали. Она осталась очень довольна.

Показы мод в ГУМе стали устраивать на верхнем этаже с начала 60-х годов. Создали специальное ателье, набрали манекенщиц и модельеров. Зрители – в основном из обычных покупателей. В ГУМе транслировали объявления о новинках сезона и приглашали всех желающих на показы. Входной билет стоил дешево – любой мог позволить себе это удовольствие.

На дефиле в демонстрационный зал ГУМа приходили обыкновенные советские женщины. Середина 1950-х годов.

На дефиле в демонстрационный зал ГУМа приходили обыкновенные советские женщины. Середина 1950-х годов.

Вещи хранили на складах ГУМа, в огромных подвалах под Красной площадью, куда приезжали специальные грузовые троллейбусы. При ГУМе был отдел, товароведы которого несколько раз в год выезжали за границу и закупали одежду и обувь – как правило, вещи известных марок и хорошего качества. Но бывали и курьезы. Например, однажды закупили в Индии большую партию красивых босоножек, расшитых блестками и бисером. Но после первого же дождя они размокли, и покупатели понесли их обратно в магазин. Сделали запрос поставщику, и его ответ всех привел в ужас: оказалось, что это обувь, которую надевают на покойников.

Показы мод шли в основном под серьезную музыку.

Показы мод шли в основном под серьезную музыку.

Помню еще один случай. Известная фирма из Англии прислала нам партию обуви. В каждой коробке лежали запасные шнурки и крем. Советская торговля не могла позволить себе так баловать покупателя, и руководство ГУМа заставило продавцов все это вынуть из коробок.

После того как Гагарин слетал в космос, в ГУМе открылась легендарная 200-я секция. Не думаю, что эти два события как-то связаны, но случилось это почти одновременно. Располагалась 200-я секция на первом этаже первой линии, в центре ГУМа, прямо напротив Мавзолея. Над ней находился меховой салон. Вход в секцию был с двух сторон – с Красной площади и со стороны первой линии. Едва ли сохранились какие-то фотографии 200-й секции, ведь она была закрытой и тайной. Простые люди даже не знали о ее существовании.

Манекен в ГУМе образца 1960-х годов.

Манекен в ГУМе образца 1960-х годов.

Попасть сюда можно было только по спецприглашениям, которые были у аппарата ЦК и Совмина, первых космонавтов, некоторых выдающихся артистов и очень редко – у дикторов Центрального телевидения. Приглашенные приходили в заранее установленное время, и для них отпирали стеклянные двери, задрапированные шелковыми занавесками. Гостей встречали девушки-продавцы и везли за ними тележки, куда приглашенные складывали выбранные ими вещи (тележки напоминали те, что сейчас в супермаркетах).

Расплачивались на выходе рублями. Цены были очень скромными, а ассортимент огромным: лучшее из того, что производилось за границей. Интерьер 200-й секции ничем особенным не отличался – просто полки и вешалки с товарами. Людей в то время интерьер вообще волновал мало. Я ушла из ГУМа в 1976 году – тогда 200-я секция еще существовала. Думаю, что она исчезла вместе с СССР".

Демонстрационный зал ГУМа. Кадр из фильма Эльдара Рязанова “Невероятные приключения итальянцев в России” (1973) .

Демонстрационный зал ГУМа. Кадр из фильма Эльдара Рязанова “Невероятные приключения итальянцев в России” (1973) .

Фото: МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ; МОСФИЛЬМ-ИНФО
опубликовано в журнале №2 февраль 2003

Комментарии