Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

Великая архитектура только недавно стала ассоциироваться с общественными зданиями вроде музеев современного искусства. Когда-то архитекторы становились великими, строя частные дома. За примерами далеко ходить не надо – Палладио прославили его виллы, а Фрэнка Ллойда Райта – “Дом над водопадом”. Теперь к когорте великих, окончательно подтвердивших свой статус ­благодаря ­частному заказу, присоединился японец Тадао Андо.

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

Возможность построить “ответ Райту” предоставила японцу бельгийская пара, три­дцать лет живущая на Шри-Ланке. Муж, Пьер Пренжье, бизнесмен, один из крупнейших в мире производителей шин. Жена, Саския Пинтелон, художница.

Пьер Пренжье и Саския Пинтелон женаты уже сорок лет. Тридцать из них они живут на Шри-Ланке.

Пьер Пренжье и Саския Пинтелон женаты уже сорок лет. Тридцать из них они живут на Шри-Ланке.

Саския пишет картины на необрамленных холстах и потом хранит их свернутыми в трубочки, как японские рукописные свитки эмаки.

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

Как-то раз Пьер спросил жену, кто ее любимый архитектор. Тадао Андо, сказала Саския – поклонница знаменитой постройки японца, храма Света (бетонного куба с прорезанным в стене проемом в виде креста). Любящий муж немедленно заказал Андо дом с огромной студией – чтобы Саскии было где творить.

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

С участком под застройку японцу повезло – более живописный уголок, чем утесы Мириссы, расположенные на южной оконечности Шри-Ланки, трудно себе представить. К тому же это заповедник нетронутой дикой природы – в окрестных лесах водится всё: от крокодилов и слонов до леопардов.

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

В архитектуре дома много отсылок к характерному для Шри-Ланки “региональному модернизму” – местному колониальному стилю. Дома в стиле регионального модернизма отличаются плоскими кровлями, обилием колонн квадратного сечения и смешением дерева и камня в отделке полов.

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

То, что автор этого дома – японец Тадао Андо, становится ясно с первого взгляда: в наличии характерный для него лаконичный голый бетон и стратегически расположенные с ориентацией на лучшие виды узкие окна-бойницы.

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

Андо построил дом, состоящий из двух крыльев (в одном – общественные зоны и хозяйская спальня, в другом – четыре гостевые), объединенных диагональным объемом, занятым лестницей, и еще двух корпусов, под углом к основным, где расположились гостиная и студия Саскии. Как большинство других пространств в доме, студия двусветная, пересеченная мостками и антресолями, помогающими функционально связать части комнаты.

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

Ради панорамных видов Андо отказался от своего принципа делать “закрытую” архитектуру. Этот дом всё время куда-нибудь “смотрит” – на море, на горы, на гигантский бассейн.

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

Но без фирменного штриха не обошлось: огромный витраж в студии Саскии перечеркнут переплетом-крестом. Это словно “негатив” окна-креста из любимого ею храма Света.

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

И это только одна деталь из множества, которыми любовно и со вниманием к личности хозяйки насыщен грандиозный проект. Другая, не столь архитектурная, но очень по-человечески трогательная – камень, вмонтированный в подъездную дорожку. На нем высечено: “Для Саскии”.

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

Полы в доме выстелены разными материалами даже в пределах одной комнаты – чтобы создать условия для удобного зонирования пространств, которые иначе могли бы напугать своими объемами.

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

Дом в Шри-Ланке по дизайну Тадао Андо

План дома:

Два параллельных жилых крыла, диагональный объем между ними и “выстреливающие” в сторону моря длинные объемы: открытый с бассейном и гостиной под ним и крытый — со студией хозяйки.

Два параллельных жилых крыла, диагональный объем между ними и “выстреливающие” в сторону моря длинные объемы: открытый с бассейном и гостиной под ним и крытый — со студией хозяйки.

Текст: Юки Самнер

Фото: эдмунд самнер
опубликовано в журнале №2 (103) февраль 2012

Комментарии