Дом-нора в Альпах

Крохотное швейцарское местечко Вальс (тысяча местных жителей и еще столько же туристов в разгар горнолыжного сезона) претендует на особое место в истории современной архитектуры. Сначала нынешний притцке­ровский лауреат Петер Цумтор возвел там свои знаменитые термальные бани, а потом неподалеку два архитектора – голландец Бьорн Мастенбрук (бюро SeARCH) и швейцарец Кристиан Мюллер — построили уж совсем невидан­ное архи-чудо.

Дом-нора в Альпах

“Когда я придумывал этот проект, никакого конкретного места у него не было, – рассказывает Мастенбрук. – Была просто идея домика в горах, не похожего ни на один другой. А потом появился Кристиан”. У Мюллера было право строить на швейцарской земле и мечта об убежище на высоте три тысячи метров над уровнем моря.

Дом-нора в Альпах

“Дом-нора” состоит из утопленного в землю бетонного эллипсоида, в котором располагаются жилые помещения, традиционного альпийского амбара, служащего теперь складом горнолыжного снаряжения, и 22-метрового подземного туннеля, их соединяющего. “Идея закопать нашу виллу в землю родилась не только потому, что мы такие большие оригиналы, – объясняет Мастенбрук. – В Швейцарии очень строгие законы о строительстве и охране сооружений. Нам не давали построить на этом месте ничего выше сарая, потому что это испортило бы вид из цумторовских терм, а на такое святотатство власти не могли пойти”.

Дом-нора в Альпах

Конструктивно вилла представляет собой сплошной эксперимент. “Наша система сводов напоминает готическую, только распределение нагрузки происходит не через кирпичные арки, а с помощью дерева и бетона”, – рассказывает Мюллер. Зато теперь дом меньше всего похож на бункер, хотя почти полностью находится под землей, и из каждой из четырех спален открывается великолепный вид.

Дом-нора в Альпах

Еще сложнее было справиться с постоянным движением горной породы. Для того чтобы дом гибко реагировал на неизбежные подвижки, строители дали бетону затвердеть при искусственно заниженной температуре. В результате чего он должен сохранить эластичность и не трескаться при легких сдвигах.

Дом-нора в Альпах

“Но самым труднопроходимым оказался человеческий фактор, – смеется Мастенбрук. – Мы потратили массу сил на то, чтобы объяснить нашим швейцарским рабочим, что не хотим совершенно ровный фасад и умоляем сохранить естественную неровность бетона. По-моему, они так нас и не поняли, ведь это противоречило их стремлению к совершенству”.

Дом-нора в Альпах

Текст: Анастасия Углик

Фото: Iwan Baan
опубликовано в журнале №3 (82) март 2010

Комментарии