Дачный дом архитектора Стивена Кирана

Каждый архитектор знает: лучший способ доказать правильность своих теорий потенциальным заказчикам – поставить опыт на себе, то есть построить собственный дом. Стивен Киран, один из партнеров известного филадельфийского бюро Kieran Timberlake, уже больше двадцати лет проповедует принципы экологической архитектуры, которая, во-первых, бережно обращается с природой (не требует, например, лишних энергозатрат и не наносит ущерба участку чересчур масштабными строительными работами), а во-вторых, гармонирует с ней чисто визуально. И лучший пример того, во что Киран верит, – его собственный дачный дом на острове Тейлорс в штате Мэриленд.

Дачный дом архитектора Стивена Кирана

Место это совершенно идиллическое – море, песчаные пляжи, сосны, мягкий климат. Любой человек в такой ­обстановке начинает впадать в детство и вспоминать о том, как все было хорошо, когда деревья были большими и на них можно было строить домики для игр. Стивен пошел дальше – он решил построить себе взрослую версию домика на деревьях. Вернее – среди деревьев.

Дачный дом архитектора Стивена Кирана

Архитектор решил сделать свой дом сборно-разбор­ным – как детский конструктор. Он возвел каркас из алюминиевых балок и опор, а потом заполнил пустоты деревянными панелями – из них выполнены и полы, и потолки, и стены дома. На западном фасаде, выходящем к морю, панели в основном не деревянные, а стеклянные: грех было бы загораживать великолепный вид. Восточный фасад, наоборот, практически весь закрыт, окна здесь небольшие, и поверхность стен обшита сосновыми досками: дробная вертикальная композиция обшивки должна, по мысли Стивена, напоминать ритм стволов в окрестных сосновых лесах.

Дачный дом архитектора Стивена Кирана

Здание стоит на сваях (чтобы не ранить природу рыть­ем фундамента) и состоит из двух соединенных переходом блоков – хозяйского и гостевого. План организован просто: внизу – общественная зона, гостиная и столовая с выходом на террасу. Наверху спальни, тоже с террасами. Еще одна интересная деталь конструкции – лестница: она внешняя и тянется через весь фасад по диагонали, как пожарные лестницы на задворках нью-йоркских домов.

Дачный дом архитектора Стивена Кирана

Интерьер дома подчеркивает его сборно-разборную конструкцию: узлы и болты Стивен и помогавшая ему коллега, дизайнер Маргарита Роджерс, скрывать не стали. Все цвета – естественные: дерево так дерево, металл так металл. Мебель, соответственно, подбирали тоже очень сдержанную: главное, чтобы по цвету не контрастировала с природным окружением дома. Ну и чтобы нравилась хозяину, конечно. Какие-то предметы делались на заказ, специально для этого интерьера. Есть кое-что из дизайна 1960‑х – в основном светильники.

Дачный дом архитектора Стивена Кирана

Имеются и произведения великих модернистов – Корбюзье, Имзов, Ханса Вегнера: Стивен с готовностью признает их влияние на свою работу. И наконец, как акценты кое-где расставлены антикварные вещи с Востока – Стивен утверждает, что знаменитые стулья Wishbone Ханса Вегнера отчет­ливо ­напоминают ему китайские кресла эпохи Мин.

Дачный дом архитектора Стивена Кирана

Можно сказать, что воображение у него разыгралось. Но нельзя не признать: установка сделать дом “родом из детства” привела к блестящему результату в виде ум­ной, тонкой и вполне взрослой архитектуры.

Дачный дом архитектора Стивена Кирана

Текст: Робер Колонна д’Истриа

Фото: жан-франсуа жоссо
опубликовано в журнале №11 (79) ноябрь 2009

Комментарии