Дом-музей Каса Навас в Каталонии

Первым хозяином этого необычного дома был Жоакин Наваc: торговец тканями, который превратил маленькую лавку своего отца в доходный бизнес. Вместе с богатством к нему пришло и положение в обществе – Жоакина регулярно избирали членом городского совета Реуса.

Салон на третьем этаже. Это одна из немногих комнат в доме, где оригинальная мебель не сохранилась. В 1938-м во время гражданской войны рядом с Каса Навас взорвался снаряд, от ударной волны здание пострадало.

Салон на третьем этаже. Это одна из немногих комнат в доме, где оригинальная мебель не сохранилась. В 1938-м во время гражданской войны рядом с Каса Навас взорвался снаряд, от ударной волны здание пострадало.

В конце концов Наваc решил, что он и его семья должны жить в доме, который отражал бы его солидное положение в обществе. Лучшим способом выделиться из толпы было строительство уникального дома. Дело происходило в 1901 году. Наваc купил участок в центре города, на углу площади Меркадаль, и приступил к поискам архитектора.

Дом Каса Навас, построенный в период с 1901 по 1908 год, стоит на площади Меркадаль в Реусе. Портик с колоннами отмечает главный вход в здание.

Дом Каса Навас, построенный в период с 1901 по 1908 год, стоит на площади Меркадаль в Реусе. Портик с колоннами отмечает главный вход в здание.

В массовом сознании главным испанским архитектором 1900-х был Антонио Гауди – автор фантасмагорических и невероятно декоративных жилых зданий и уникального собора Саграда Фамилия в центре Барселоны и парка Гуэль в ее окрестностях. Один из секретов архитектуры Гауди – ее невероятная пластичность и своеобразная работа с бетоном. И обязан он был этим особым навыкам каталонским строителям, чьи приемы использовал и творчески интерпретировал.

Внутренний двор украшен лепниной и росписями по эскизам Томаса Бергады.

Внутренний двор украшен лепниной и росписями по эскизам Томаса Бергады.

Так вот, Гауди был не единственным архитектором, кто работал со строительным наследием Каталонии. Его земляка Луиса Доменека-и-Монтанера посетила та же идея. Дом Наваса – яркий образ весьма инновационного творчества Доменека. Архитектор использовал революционные по тем временам технологии – например, стальные конструкции. Интерьеры его были декоративны и орнаментальны: он развивал и переосмысливал испано-арабские традиции.

Входной вестибюль. Пол и ступени лестницы выложены мозаикой, которой в интерьерах вообще очень много.

Входной вестибюль. Пол и ступени лестницы выложены мозаикой, которой в интерьерах вообще очень много.

Жоакин Навас поставил перед Доменеком задачу ­построить исключительный дом, в котором могла жить большая семья, и при этом отдать нижний этаж под торговлю. Исходя из размеров участка и двойной функции здания, архитектор вынужден был отказаться от идеи создания при нем сада. Для этого просто не хватало места. Иметь такой репрезентативный дом без сада было для тогдашней Испании необычно, но Доменек компенсировал хозяевам “недостачу”, заложив в проект два внутренних дворика. Они помогли решить проблему с отсутствием зелени вокруг дома, а также наполнили интерьеры дополнительным светом.

Внутренний двор (так называемый Внутренний сад). Главное здесь — гигантское витражное панно (за ним мраморная лестница на верхние этажи). Кресла-качалки сохранились со времени строительства дома.

Внутренний двор (так называемый Внутренний сад). Главное здесь — гигантское витражное панно (за ним мраморная лестница на верхние этажи). Кресла-качалки сохранились со времени строительства дома.

Структура дома в целом была проста: магазин на первом этаже, семейные комнаты на втором и помещения для слуг на третьем. К строительству привлекли лучших каталонских мастеров. Вся мебель была изготовлена на заказ специально для дома. В результате Каса Навас оказался настоящей архитектурной жемчужиной – абсолютно цельным внутри и снаружи образчиком каталонского ар-нуво.

Мебель для дома в 1900-х спроектировал Гаспар Омар. Камин выложен плиткой и окружен деревянной резьбой. Скамьи покрыты овчиной.

Мебель для дома в 1900-х спроектировал Гаспар Омар. Камин выложен плиткой и окружен деревянной резьбой. Скамьи покрыты овчиной.

И таким он остается до сих пор. Невероятно, но факт: несмотря на все драматические события ХХ века, Каса Навас всё еще принадлежит наследникам Жоакина Наваса и его супруги Жозефы Беласко. Еще четыре года назад они жили в доме, сейчас собираются здесь только по особым случаям, например 29 июня, когда справляют главный городской праздник Реуса, День святых Петра и Павла.

Малая гостиная на втором этаже. Камин в стиле ар-нуво выложен керамической плиткой по дизайну Луиса Брю.

Малая гостиная на втором этаже. Камин в стиле ар-нуво выложен керамической плиткой по дизайну Луиса Брю.

“Приятно видеть, как мои внуки бегают по коридорам семейного дома. Посторонним не всегда понятно, как здесь можно было жить. Но я выросла в Каса Навас и уверяю вас: тут очень удобно и уютно”, – комментирует Долорес Беласко (она владеет домом вместе с братом и сестрой). 

Фрагмент кухни. Ни ее устройство, ни оборудование не изменились с 1908 года.

Фрагмент кухни. Ни ее устройство, ни оборудование не изменились с 1908 года.

Из-за особенностей системы охраны памятников в Испании семья все эти годы финансировала содержание дома сама. Налог с них, правда, скостили – с условием, что дом откроют для публики.

Одна из детских спален. Двери сделаны витражными — для красоты и обеспечения дополнительного освещения.

Одна из детских спален. Двери сделаны витражными — для красоты и обеспечения дополнительного освещения.

Теперь Каса Навас можно увидеть изнутри по субботам. Экскурсию проводят по очереди члены семьи. “Уверена, что мои дети продолжат традицию. О таком наследстве, как наше, стоит заботиться”, – говорит Долорес.

Ванная. Витражное окно выходит в один из внутренних двориков.

Ванная. Витражное окно выходит в один из внутренних двориков.

Фрагмент гостиной. Стены выложены инкрустированными деревянными панелями. Стулья по дизайну Гаспара Омара.

Фрагмент гостиной. Стены выложены инкрустированными деревянными панелями. Стулья по дизайну Гаспара Омара.

Текст: Карен Хоус

Комментарии