Ваби-хаус в Сан-Диего

Заказчики Себастья­на Марискаля, пере­селившиеся в Калифорнию из Японии, вовсе не собирались строить на амери­канской земле уменьшенную копию своей далекой родины. К местным обычаям они отнеслись с почтением и к архитектору обратились лишь для того, чтобы отремонтировать дом 1970‑х годов постройки, уже стоявший на купленном ими участке земли в окрестностях Сан-Диего. Однако это сооружение столкновения двух культур не выдержало, и в конце концов его решено было снести, чтобы начать все с чисто­го листа.

Ваби-хаус в Сан-Диего

Марискаль, хоть и мексиканец по происхождению, в том, что касается строительства, придерживается традиций калифорнийского модернизма. Открытый план, мобильность, взаимопроникновение интерьера и сада, любовь к натуральным материалам – эти черты, характерные для современной калифорнийской архитектуры, типичны и для традиционного японского дома. Не удивительно, что заказчик и архитектор быстро нашли общий язык и построили дом, который отражает обе эти культуры.

Ваби-хаус в Сан-Диего

Снаружи особняк, названный Ваби-хаус, представляет собой вещь в себе: он окружен глухой стеной из обожженного кедра, и прежде чем вы доберетесь до его сердцевины, вам придется совершить целое путешествие. Сначала по узкому мостику над искусственным прудом во внут­реннем дворе. Потом по длинному полутемному коридору, напоминающему галерею гэнкан в японском доме.

Ваби-хаус в Сан-Диего

“Из разговоров с хозяевами стало ясно, что им нужен не дом на­показ, который будет поражать воображение гостей и соседей, а тихое укромное место, где можно рассла­биться, – рассказывает автор проекта. – Поэтому мы делали свое­­го рода фильтр между ­внешним миром и интерьером. Внутренний пруд помогает настроиться на нужный лад – он создает ощущение, что дом тихо качается на воде”.

Ваби-хаус в Сан-Диего

Первый этаж целиком занимает общественная зона. В ее оформлении забавным образом перемеша­лись восточная и европейская традиции. Например, готовить еду здесь предполагается на кухонном острове, зато трапезничать хозяева дома могут в полном соответствии со своими заморскими привычками – за низким столиком и сидя на безногих стульчиках, которые расставлены на ­татами.

Ваби-хаус в Сан-Диего

Иногда “проводниками японского влияния” оказывались даже не владельцы дома, а сам ­архитектор. ­“Поначалу заказ­чики хотели выделить одну из комнат под гостевую, – рассказывает Мариcкаль. – Но когда я поинтересовался, как часто она будет использоваться, оказалось, что речь идет о двух-трех днях в году. Я не вижу никакого смысла в помещениях, ­которые почти всегда пустуют. Поэто­му предложил отвести под гостевую часть гостиной – при необходимости ее можно изолировать с помощью раздвижной двери и превратить в спальню, ­положив на пол традиционный матрас футон”.

Ваби-хаус в Сан-Диего

Внешние стены, как и внутренние ­перегородки, тоже мобильные – вполне в духе старых японских традиций. С той лишь разницей, что сделаны они не из бумаги, а из стекла, как это принято у современных архитекторов. Стеклянные створки складываются гармошкой, так что в теплое время года гостиная пре­вращается в огромную террасу, и хозяева легко обходятся без энергозатратного кондиционера.

Ваби-хаус в Сан-Диего

“Ваби-хаус находится в районе с типовой застройкой, и я хотел, чтобы он выбивался из этого едино­образия, – признается автор проекта. – Но при этом старался, чтобы он не выглядел совсем уж диковинно”. Построенный Мариcкалем дом можно оценивать по-разному. Это как ребенок, в котором узнают то маму, то папу. Все зависит от того, кто смотрит. Хозяевам он наверняка напоминает родину. А для соседей это просто образец хорошей современной архитектуры, без всякой ­экзотики.

Ваби-хаус в Сан-Диего

Ваби-хаус в Сан-Диего

Текст: Доминик Брэдбери

Комментарии