Дом театрального художника Тьерри Боске

Тьерри Боске – профессиональный обманщик. Двадцать лет прослуживший в брюссельской опере Ла Монне, поставивший в качестве сценографа и художника по костюмам множество спектаклей по всему миру, он умеет сделать так, чтобы зрители забыли о повседневности и перенеслись в мир героев.

Макет будуара, сделанный по мотивам салона мадам Помпадур в замке Шамп-сюр-Марн.

Даже если пьеса основана на реальных событиях, Тьерри не спешит доподлинно воспроизводить эпоху. “В мире театра не важна правда, – уверен он. – Если у меня нет подлинных вещей или я не знаю, как они выглядели, я их просто придумываю”.

Макеты Тьерри Боске воспроизводят  (не в точности, но близко) старинные дворцовые покои. Здесь — музыкальный салон Людовика XV, по мотивам интерьеров Версаля и Фонтенбло.

Страсть Боске к созданию утраченных или никогда не существовавших миров так велика, что вышла за рамки профессии. Возвращаясь из театра домой, он продолжает придумывать декорации. Разница в масштабе: на работе он мыслит размерами сцены, дома – кукольного домика.

Макет спальни короля в стиле позднего ­Людовика XIV (1700–1715).

“Я привык делать макеты моих декораций, – рассказывает Тьерри. – Так что техника мне знакома. Я начал создавать в миниатюре дворцы, которые никогда не построю в натуральную величину”. Вдохновляясь памятниками своей любимой эпохи – Франции XVI–XVIII веков, художник создает игрушечные интерьеры, чья роскошь достойна настоящих королей.

Макет спальни королевы в стиле Людовика XV.

Подобно творчеству, жилище Боске делится на две части. Он потому и купил участок на тихой окраине Брюсселя, что там стояло два дома: не было необходимости искусственно разграничивать жилое и рабочее пространство (хотя прекрасный сад тоже сыграл свою роль).

Спальня хозяина оформлена с театральной избыточностью. Кровать окружена бархатным пологом, стену украшают барочные элементы декора из Англии.

Первый дом – парадный, под стать роскошным оперным декорациям Боске. Трудно поверить, что до вмешательства хозяина это была скромная деревенская постройка. Главное помещение – сверкающая золотом и хрусталем столовая, словно перенесшаяся из Версаля. Деревянные панели на стенах родом из родного театра Боске, Ла Монне, – когда сносили старые мастерские, он забрал их домой.

Гипсовая лепнина на стенах летнего ­салона выполнена другом Боске по его эскизу. ­Венецианское зеркало нужно для ­расширения пространства.

Всё остальное – фантазии художника на тему любимой эпохи. Точно так же он придумал прочие помещения, наполнив деревенский дом лепниной, росписью, позолотой, венецианскими люстрами и зеркалами.

Салон на втором этаже жилого дома.  Зеркало с резьбой сделано по эскизу Боске, клавесин расписан им же.

Застекленная веранда, построенная Боске, соединяет парадный дом с ателье. Гостям в нем доступна только одна комната – выставка готовых макетов. Застекленные шкафы от пола до потолка содержат двадцать шесть миниатюрных интерьеров, разглядывать которые можно часами.

Ателье художника. Незаконченные макеты  ждут, когда у их автора появится ­время,  чтобы продолжить работу.

Дальше посторонним вход заказан. Незаконченные макеты, крохотная мебель, подготовленные к росписи листы картона, лоскутки ткани и фольги – присутствие великанов в этом царстве лилипутов грозит разрушениями и бедствиями. Один только хозяин, вооруженный ножницами и кистями, смотрится уместно в этом мире. Ведь он сам его придумал.

От изначального интерьера в ателье остался плиточный пол. Роспись на стенах и хрус­тальная люстра появились при Боске.

Парадная столовая. Стены украшают панели, спасенные Тьерри Боске при разрушении старых мастерских брюссельского театра Ла Монне. Они стали отправной точкой остального декора.

Игрушечные макеты выставлены в застекленных шкафах в отдельной комнате.

Текст: Жан-Пьер Габриель

Фото: Жан-Пьер Габриель
опубликовано в журнале №12 (102) декабрь-январь 2011/2012

читайте также

Комментарии