Старая ферма в Сан-Паулу

В Бразилии Жоржи Элиас известен не только как успешный архитектор, дизайнер и антиквар, но и как светский лев.

В XIX веке деньги в Бразилии пахли кофе, а хозяева кофейных плантаций были не менее богаты и влиятельны, чем современные нефтяные магнаты. Бра­зильские помещики не скупились на обустройство своих владений – среднестатистическая усадьба того времени состояла из нескольких зданий, окруженных садом во французском стиле. Нередко там же имелась и собственная церковь – выходцы из католической Португалии были набожны. Но даже самые пламенные молитвы не уберегли их владения от упадка. Кофе так и остался одним из самых популярных напитков, а вот эпоха “кофейных состояний” давно прошла. Дома плантаторов обветшали или вообще приказали долго жить, уступив место более современным постройкам. Так что архитектору Жоржи Элиасу крупно повезло, когда он обнаружил неподалеку от Сан-Паулу поместье Сан-Карлос.

Патио главного дома на ферме Сан-Карлос. На переднем плане — стол XIX века в стиле бразильского ампира. На заднем плане — алтарь XVIII века и пара стульев, созданных в то время, когда в Брази­лии скрывался от Напо­леона португальский король Жуан VI.

Патио главного дома на ферме Сан-Карлос. На переднем плане — стол XIX века в стиле бразильского ампира. На заднем плане — алтарь XVIII века и пара стульев, созданных в то время, когда в Брази­лии скрывался от Напо­леона португальский король Жуан VI.

Господский дом, хозяйственные постройки и даже сад почти не изменились за последние два столетия и требовали лишь незначительного обновления. Для Жоржи, который уже почти тридцать лет занимается дизайном интерьеров и параллельно ведет антикварный бизнес, это было делом техники.

Столовая оформлена в лучших традициях XIX века, когда в подобных усадь­бах устраивали пышные приемы местные аристократы. Стол из монастыря в бразильской провинции Минас-Жерайс окружают португальские стулья в стиле регентства.

Столовая оформлена в лучших традициях XIX века, когда в подобных усадь­бах устраивали пышные приемы местные аристократы. Стол из монастыря в бразильской провинции Минас-Жерайс окружают португальские стулья в стиле регентства.

Он восстановил в доме полы из плитки, отреставрировал столярку, а в комнатах расставил аутентичную мебель из собственных запасов. Эти вещи принадлежат к разным стилям и в теории не слишком-то сочетаются друг с другом, но ведь недаром Америку называют плавильным котлом культур. В доме, например, можно найти по-крестьянски незатейливые крашеные шкафы, а рядом с ними – строгие ампирные столы и нарядные барочные люстры и комоды. Это в просвещенной Европе к началу XIX века мода на барокко давно закончилась, но у богачей на другом конце света этот стиль все еще был популярен.

В гостиной крашеный шкаф из провинции Минас-Жерайс соседствует с барочным комодом времен опаль­ного короля Жуана VI.

В гостиной крашеный шкаф из провинции Минас-Жерайс соседствует с барочным комодом времен опаль­ного короля Жуана VI.

Восстановлением утраченного дело не ограничилось. Кое-что Жоржи на ферме все-таки изменил. О ­гостеприимстве архитектора в Сан-Паулу ходят легенды, и он полностью оправдал свою репутацию: все его нововведения преследовали одну цель – разместить как можно больше народа.

В салоне собрана коллекция гравюр XVIII века с изображением Жуана VI. Массивная барочная люстра из позолоченного дерева — бразильского происхождения.

В салоне собрана коллекция гравюр XVIII века с изображением Жуана VI. Массивная барочная люстра из позолоченного дерева — бразильского происхождения.

Два амбара превратились в гостевые домики, к главному зданию была пристроена большая веранда с кухней и столовой на открытом воздухе, а в дальнем конце сада был вырыт бассейн – на дворе XXI век, и появление на пуб­лике в купальном костюме никого не шокирует. Но это единственное отступление от канонов XIX столетия.

Гостевая комната названа “Донья Мария” в честь дочери первого правителя независимой Бразильской империи и королевы Португалии Марии II.

Гостевая комната названа “Донья Мария” в честь дочери первого правителя независимой Бразильской империи и королевы Португалии Марии II.

Когда гости Жоржи собираются в столовой, чтобы отужинать блюдами из дровяной печи, или ведут светские беседы в салоне, украшенном портретами португальского короля Жуана VI, ­кажется, что время в этом доме остановилось двести лет назад и не спешит нагонять упущенное.

На кухне сохранилась старая дровяная печь. Крашеный шкаф напоминает мебель в прованском стиле — в XIX веке краска была самым простым и дешевым средством защиты дерева от жучков по обе стороны океана.

На кухне сохранилась старая дровяная печь. Крашеный шкаф напоминает мебель в прованском стиле — в XIX веке краска была самым простым и дешевым средством защиты дерева от жучков по обе стороны океана.

На фоне ажурных ­металлических ворот — плетеный диванчик XIX века из жакаранды.

На фоне ажурных ­металлических ворот — плетеный диванчик XIX века из жакаранды.

Хозяйственные постройки по сторонам регуляр­ного сада превращены в гостевые домики.

Хозяйственные постройки по сторонам регуляр­ного сада превращены в гостевые домики.

Текст: Жудит Поттешер

Фото: АЖИ СИМОЙНC
опубликовано в журнале №8 (76) август 2009

Комментарии