Вилла Корнаро архитектора Андреа Палладио

Американец Карл Гейбл рассказывает о своей страстной любви к вилле, построенной в XVI веке великим Андреа Палладио.

Карл и Сал­ли Гейбл – вла­дель­цы пал­ла­ди­ан­ской вил­лы.

Во­об­ще-то моя же­на Сал­ли хо­те­ла ку­пить дом в Нью-Хемп­ши­ре. Дом в Ат­лан­те у нас уже был, но ей хо­те­лось вто­рой – в ме­с­тах, где она вы­рос­ла. Мое мол­ча­ние по это­му по­во­ду она рас­це­ни­ла как знак со­гла­сия и за­ня­лась чте­ни­ем рек­лам­ных бро­шюр. Воскресным апрельским ут­ром 1987 го­да Сал­ли су­ну­ла мне под нос объ­яв­ле­ние: “Про­да­ет­ся пал­ла­ди­ан­ская вил­ла. К се­ве­ру от Ве­не­ции”. Не Нью-Хемпшир, конечно, но мы и так со­би­ра­лись ехать в от­пуск в Италию – ос­ма­т­ри­вать вил­лы зна­ме­ни­то­го ре­нес­санс­но­го ар­хи­тек­то­ра Ан­д­реа Пал­ла­дио. Как ту­ри­с­ты, ра­зу­ме­ет­ся, – не как по­тен­ци­аль­ные по­ку­па­те­ли.

Вил­лу Кор­на­ро построил в 1554 го­ду великий ита­ль­ян­ский ар­хи­тек­тор Ан­д­реа Пал­ла­дио. Его за­каз­чи­ком был вене­ци­ан­ский дво­ря­нин Джор­д­жо Кор­на­ро. Вил­ла на­хо­ди­лась в соб­ст­вен­но­с­ти се­мьи Кор­на­ро 253 го­да, потом у нее бы­ли дру­гие ча­ст­ные вла­дель­цы. В 1950-х на вил­ле ус­т­ро­и­ли дет­ский сад, но уже че­рез де­сять лет ее ку­пил аме­ри­ка­нец Ри­чард Раш. В 1989 го­ду вил­лу Корна­ро при­об­ре­ли Карл и Сал­ли Гейбл.

Вил­лу Кор­на­ро построил в 1554 го­ду великий ита­ль­ян­ский ар­хи­тек­тор Ан­д­реа Пал­ла­дио. Его за­каз­чи­ком был вене­ци­ан­ский дво­ря­нин Джор­д­жо Кор­на­ро. Вил­ла на­хо­ди­лась в соб­ст­вен­но­с­ти се­мьи Кор­на­ро 253 го­да, потом у нее бы­ли дру­гие ча­ст­ные вла­дель­цы. В 1950-х на вил­ле ус­т­ро­и­ли дет­ский сад, но уже че­рез де­сять лет ее ку­пил аме­ри­ка­нец Ри­чард Раш. В 1989 го­ду вил­лу Корна­ро при­об­ре­ли Карл и Сал­ли Гейбл.

Два ме­ся­ца спу­с­тя мы с дру­зья­ми вы­лез­ли, пых­тя, из ра­зо­гре­той на солн­це ма­ши­ны – и за­мер­ли, ра­зи­нув рот. Де­ло бы­ло по­сре­ди го­род­ка Пьом­би­но Де­зе в трид­ца­ти ки­ло­ме­т­рах от Ве­не­ции. Че­рез ули­цу от нас сто­я­ла вил­ла Кор­на­ро – ве­ли­че­ст­вен­ная и за­га­доч­ная, как Сфинкс. Для нее, ка­за­лось, вре­мя ос­та­но­ви­лось. На крыль­­це, под се­нью пор­ти­ка с ко­лон­на­ми в шесть с по­ло­ви­ной ме­т­ров, нас ждал пожи­лой смо­т­ри­тель – он го­тов был по­ка­зать нам ин­те­рь­е­ры.

В боль­шом са­ло­не виллы в 1588 году устро­и­ли шесть ниш со ста­ту­я­ми пред­ста­ви­те­лей се­мьи Кор­на­ро (сре­ди них был да­же один ве­не­ци­ан­ский дож — Мар­ко Корна­ро). Автор — скульп­­то­р Камил­ло Мари­а­ни.

В боль­шом са­ло­не виллы в 1588 году устро­и­ли шесть ниш со ста­ту­я­ми пред­ста­ви­те­лей се­мьи Кор­на­ро (сре­ди них был да­же один ве­не­ци­ан­ский дож — Мар­ко Корна­ро). Автор — скульп­­то­р Камил­ло Мари­а­ни.

Пер­вое и са­мое фан­та­с­ти­че­с­кое впе­чат­ле­ние от вил­лы Кор­на­ро – ее раз­ме­ры. Не про­сто пло­щадь ком­нат, а их объ­ем. В цен­т­раль­ном сало­не вы­со­та по­тол­ка – семь с по­ло­ви­ной мет­ров, в дру­гих ком­на­тах лишь не­мно­гим мень­ше. Со стен и по­тол­ков на нас смо­т­ре­ли фре­ски на библейские сю­же­ты. Их в 1717 го­ду со­здал Мат­тиа Бор­то­лони. Из ниш са­ло­на вы­гля­ды­ва­ли шесть ги­гант­ских ста­туй представителей знат­ной ве­не­ци­ан­ской се­мьи Кор­на­ро, для ко­то­рой вил­ла бы­ла по­ст­ро­е­на в 1554 го­ду. Хо­те­лось про­скольз­нуть ми­мо них на цы­поч­ках – ти­хо, как мышь.

Боль­шо­й са­ло­н. В ни­ше — ста­туя Ка­те­ри­ны Кор­на­ро.

Боль­шо­й са­ло­н. В ни­ше — ста­туя Ка­те­ри­ны Кор­на­ро.

Мы влю­би­лись. Мы все­рьез уго­ва­ри­ва­ли друг дру­га, что авиа­пу­те­ше­ст­вие в Ита­лию за­ни­ма­ет при­мер­но столь­ко же вре­ме­ни, что и ав­то­мо­биль­ная по­езд­ка в Нью-Хемп­шир. Мы долж­ны бы­ли ку­пить эту виллу. И спу­с­тя два го­да, пе­ре­жив уто­ми­тель­ный про­цесс пе­ре­го­во­ров и со­гла­со­ва­ний (вил­ла вне­се­на ЮНЕ­С­КО в спи­сок па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры), ку­пи­ли. С этого момента началась наша но­вая жизнь.

Вил­ла обстав­ле­на антик­варной ме­бе­лью. По разные стороны от большого салона расположены столовая (на фото) и

Вил­ла обстав­ле­на антик­варной ме­бе­лью. По разные стороны от большого салона расположены столовая (на фото) и "малая приемная".

К сча­с­тью, дом ока­зал­ся в ве­ли­ко­леп­ной со­хран­но­с­ти бла­го­да­ря за­бо­там пре­ды­ду­ще­го вла­дель­ца док­то­ра Ри­чар­да Ра­ша. Но нам все равно при­шлось мно­го­му на­учить­ся – на­чи­ная с ита­ль­ян­ско­го язы­ка. По­том, прав­да, вы­яс­ни­лось, что учить нуж­но бы­ло ве­не­ци­ан­ский ди­а­лект – боль­шин­ст­во на­се­ле­н­ия Пьом­би­но Де­зе го­во­рит толь­ко на нем.

Гостиная. Изначально сте­ны вил­лы Кор­на­ро были бе­ло­снеж­ны­ми, а в 1717 го­ду Мат­тиа Бор­то­ло­ни ук­ра­сил их фре­с­ка­ми на биб­лей­ские сю­же­ты.

Гостиная. Изначально сте­ны вил­лы Кор­на­ро были бе­ло­снеж­ны­ми, а в 1717 го­ду Мат­тиа Бор­то­ло­ни ук­ра­сил их фре­с­ка­ми на биб­лей­ские сю­же­ты.

При­шлось при­вы­кать и к то­му, что вре­мя от вре­ме­ни к на­шим две­рям подъ­ез­жа­ют ав­то­бу­сы с ту­ри­с­та­ми и при­хо­дит­ся про­во­дить экскурсии по на­ше­му до­му. Но это все при­ят­ные обя­зан­но­с­ти: мы с Сал­ли гор­дим­ся вил­лой Кор­на­ро, хо­тя и про­во­дим здесь толь­ко четыре ме­ся­ца в го­ду. Имен­но ее мы счи­та­ем сво­им до­мом – осо­бен­но ког­да к нам в гос­ти на­ез­жа­ют де­ти с вну­ка­ми.

"Малая приемная".

Од­на­ко од­но де­ло – про­сто при­год­ный для жи­лья дом, дру­гое – вос­ста­нов­лен­ный па­мят­ник. Он тре­бу­ет по­сто­ян­ной за­бо­ты, и реставрацион­ные ра­боты продолжаются. Мы – ше­с­тая се­мья, ко­то­рая вла­де­ет вил­лой Кор­на­ро за про­шед­шие 450 лет. И мы го­то­вы сделать все, что­бы наш дом ос­та­вал­ся в це­ло­с­ти и со­хран­но­с­ти еще как ми­ни­мум столь­ко же.

Вил­ла Кор­на­ро — типич­ная по­ст­рой­ка Пал­ла­дио. Ее опи­са­ние при­ве­де­но в его “Че­ты­рех кни­гах  об ар­хи­тек­ту­ре” (1570). В пла­не вил­ла ква­д­рат­ная, рас­по­ло­же­ние ком­нат сим­ме­т­рич­ное. В цен­т­ре до­ма раз­ме­ще­ны па­рад­ные ком­на­ты, в кры­ль­ях — спаль­ни и слу­жеб­ные по­ме­ще­ния.

Вил­ла Кор­на­ро — типич­ная по­ст­рой­ка Пал­ла­дио. Ее опи­са­ние при­ве­де­но в его “Че­ты­рех кни­гах  об ар­хи­тек­ту­ре” (1570). В пла­не вил­ла ква­д­рат­ная, рас­по­ло­же­ние ком­нат сим­ме­т­рич­ное. В цен­т­ре до­ма раз­ме­ще­ны па­рад­ные ком­на­ты, в кры­ль­ях — спаль­ни и слу­жеб­ные по­ме­ще­ния.

Текст: Карл Гейбл

Фото: ЖАН-ФРАНСУА ЖОССО
опубликовано в журнале №6 июнь 2004

Комментарии