"Маленький домик" Павла Нащокина

В тридцатые годы XIX века не было в Петербурге и Москве человека, который не знал бы Павла Воиновича Нащокина – чудаковатого барина, который славился своим хлебосольством и безрассудной щедростью. Он безотказно ссужал друзей деньгами, никогда не требуя возврата, и мог, влюбившись в актрису, за огромные деньги купить огарок свечи, при которой она гримировалась. Дом его был постоянно полон званых и незваных гостей. Для того чтобы развлечь их, Нащокин решил скопировать в уменьшенном виде свою петербургскую квартиру со всеми предметами обстановки. Строительство “Маленького домика”, как его окрестил хозяин, началось еще в 1820-е годы – Нащокин тогда жил в Петербурге. Изначально домик представлял собой “продолговатый правильный четырехугольник, обрамленный богемскими зеркальными стеклами, и образовывал два отделения... В верхнем помещалась сплошная танцевальная зала со столом посредине, сервированным на шестьдесят кувертов... нижний этаж представлял жилые покои и был наполнен всем, что только требовалось для какого-нибудь великогерцогского дворца”, – писал современник Василий Толбин.

Ка­би­нет ми­ни­а­тюр­но­го до­ма На­що­ки­на. Мебель крас­но­го де­ре­ва из­го­то­вил Генрих Гамбс, брон­зо­вые лю­с­т­ры и под­свеч­ни­ки — Пьер-Фи­липп То­мир. В них встав­ле­ны све­чи ди­а­ме­т­ром 3 мил­ли­ме­т­ра и вы­со­той 2 санти­ме­т­ра.

Ка­би­нет ми­ни­а­тюр­но­го до­ма На­що­ки­на. Мебель крас­но­го де­ре­ва из­го­то­вил Генрих Гамбс, брон­зо­вые лю­с­т­ры и под­свеч­ни­ки — Пьер-Фи­липп То­мир. В них встав­ле­ны све­чи ди­а­ме­т­ром 3 мил­ли­ме­т­ра и вы­со­той 2 санти­ме­т­ра.

Забаву свою Нащокин осуществил весьма серьезно. В домике были все комнаты, обычные для дворянского жилища начала XIX века, от гостиной до буфетной. До нас дошло 611 предметов внутренней обстановки. Все это – не игрушки и не бутафория: пистолеты длиной 4,4 сантиметра стреляют, часы заводятся, внутри серебряного самовара с костяной ручкой видна накипь, а на фортепьяно, которое стоит в центре гостиной, жена Нащокина, Вера Александровна, когда-то играла, нажимая на клавиши кончиками вязальных спиц.

Домик обставлен мебелью красного дерева, которую изготовил знаменитый мастер Генрих Гамбс. Тут есть большой круглый стол, какие обычно ставились в гостиной (высотой 14,5 см), ломберный столик (14 см), диван, буфетный шкаф (37 см), кушетка, легкие кресла и стулья с плетеными сиденьями (16 см), подножные скамеечки и многое другое. По всему дому расставлены миниатюрные резные торшеры и бронзовые канделябры – высотой 41,5 и 15 сантиметров соответственно.

В “Маленьком домике” со­хра­ни­лось мно­же­ст­во уни­каль­ных ве­щей на­ча­ла XIX ве­ка — пусть ми­ни­а­тюр­ных, но за­то под­лин­ных. На­при­мер, кии, со­хра­нив­ши­е­ся в би­ль­ярд­ной, один пе­тер­бург­ский те­атр исполь­зо­вал, что­бы сде­лать рек­ви­зит для ис­то­ри­че­с­кой по­ста­нов­ки.

В “Маленьком домике” со­хра­ни­лось мно­же­ст­во уни­каль­ных ве­щей на­ча­ла XIX ве­ка — пусть ми­ни­а­тюр­ных, но за­то под­лин­ных. На­при­мер, кии, со­хра­нив­ши­е­ся в би­ль­ярд­ной, один пе­тер­бург­ский те­атр исполь­зо­вал, что­бы сде­лать рек­ви­зит для ис­то­ри­че­с­кой по­ста­нов­ки.

Но самое главное – в домике сохранилось множество миниатюрных моделей вещей начала XIX века, которых среди настоящего, “большого” антиквариата и не найдешь. В буфетной имеется пресс для салфеток, заменявший в то время утюг, а из кухонной утвари, кроме медных кастрюль, глубоких и мелких сковородок, сохранились рыбница с вложенным в нее прорезным дном для варки на пару (высотой 2,8 и длиной 12,2 см), вафельница, ступки с пестиками, горшки для щей, кваса и пива, лист для кулебяки, ларец для пряностей, щипцы для колки орехов и формы для мороженого. На столе в гостиной лежит еще один редкий предмет – щипцы для срезания нагоревшего фитиля и снятия воска. На их блестящей поверхности тульский мастер выгравировал сельский пейзаж с домиком на фоне снежных гор.

В цен­т­ре сто­ло­вой сто­ит раз­движ­ной обе­ден­ный стол-со­ро­ко­нож­ка дли­ной 38 см. Его укра­ша­ет сер­виз бе­ло­го фар­фо­ра  с по­зо­ло­той, который Нащокин за­ка­зал на за­во­де Попо­ва в под­мо­с­ков­ном се­ле Гор­бу­но­ве. На до­ныш­ке каж­до­го пред­ме­та отчет­ли­во вид­на си­няя под­гла­зур­ная мар­ка ма­ну­фак­ту­ры.

В цен­т­ре сто­ло­вой сто­ит раз­движ­ной обе­ден­ный стол-со­ро­ко­нож­ка дли­ной 38 см. Его укра­ша­ет сер­виз бе­ло­го фар­фо­ра  с по­зо­ло­той, который Нащокин за­ка­зал на за­во­де Попо­ва в под­мо­с­ков­ном се­ле Гор­бу­но­ве. На до­ныш­ке каж­до­го пред­ме­та отчет­ли­во вид­на си­няя под­гла­зур­ная мар­ка ма­ну­фак­ту­ры.

Домик съезжалось смотреть все петербургское общество, и в первых рядах – близкий друг хозяина Александр Пушкин (Нащокин не раз выручал его из денежных передряг). В письме к жене поэт восхищался эксцентричной игрушкой приятеля: “Дом Нащокина доведен до совершенства, не хватает только живых человечков”, – и описывал шуточный обед, где “подали мышонка в сметане под хреном в виде поросенка. Жаль, не было гостей…”

В до­ми­ке Пав­ла На­що­ки­на есть все ти­пич­ные для дво­рян­ской квар­ти­ры 1830-х го­дов ком­на­ты: гос­ти­ная, столо­вая, бу­фет­ная, спаль­ня, буду­ар, кабинет, би­ль­ярд­ная, дет­ская, кух­ня и хо­зяй­ст­вен­ные по­ме­ще­ния. В гос­ти­ной стоит ро­яль из крас­но­го де­ре­ва с кла­ви­ша­ми из сло­но­вой ко­с­ти (шири­на каж­дой 3 мм). Пю­питр ук­ра­шен резь­бой с изо­б­ра­же­нием ли­ры и ла­в­ро­вых вет­вей. Над­пись на нем: “Fr. Fischer Moscau” — мар­ка ма­с­те­ра, “фор­то­пь­ян­щи­ка” Фи­ше­ра, ко­то­рый ра­бо­тал на Твер­ской. На ро­я­ле сто­ят се­ре­б­ря­ные под­свеч­ники высо­той 2 см.

В до­ми­ке Пав­ла На­що­ки­на есть все ти­пич­ные для дво­рян­ской квар­ти­ры 1830-х го­дов ком­на­ты: гос­ти­ная, столо­вая, бу­фет­ная, спаль­ня, буду­ар, кабинет, би­ль­ярд­ная, дет­ская, кух­ня и хо­зяй­ст­вен­ные по­ме­ще­ния. В гос­ти­ной стоит ро­яль из крас­но­го де­ре­ва с кла­ви­ша­ми из сло­но­вой ко­с­ти (шири­на каж­дой 3 мм). Пю­питр ук­ра­шен резь­бой с изо­б­ра­же­нием ли­ры и ла­в­ро­вых вет­вей. Над­пись на нем: “Fr. Fischer Moscau” — мар­ка ма­с­те­ра, “фор­то­пь­ян­щи­ка” Фи­ше­ра, ко­то­рый ра­бо­тал на Твер­ской. На ро­я­ле сто­ят се­ре­б­ря­ные под­свеч­ники высо­той 2 см.

У макета была бурная музейная судьба. В 1910 году художник Сергей Галяшкин соорудил деревянный дом в полтора человеческих роста, поместил туда сохранившиеся предметы и устроил выставку – сначала в Петербурге, потом в Москве. С 1917 по 1937 год домик хранился в Историческом музее. А затем было решено, что главная ценность нащокинской забавы в том, что она “помнит” Пушкина. В 1938 году домик оказался в музее Пушкина в Москве, где пробыл до начала войны. А после эвакуации в Ташкент макет вернулся в Петербург. Сейчас он выставлен в музее Пушкина на Мойке.

В гос­ти­ной ви­сит трехъярус­ная брон­зо­вая лю­с­т­ра на 24 све­чи. Ее ди­а­метр — 19 см. Карти­на в зо­ло­че­ной раме — один из 11 сохра­нившихся экс­по­на­тов об­шир­ной “кол­лек­ции”, ко­то­рой ког­да-то распола­гал до­мик. В окне — ав­тор тек­с­та, Ка­те­ри­на Инно­чен­те, зада­ет инте­рь­е­ру “челове­че­с­кий мас­штаб”.

В гос­ти­ной ви­сит трехъярус­ная брон­зо­вая лю­с­т­ра на 24 све­чи. Ее ди­а­метр — 19 см. Карти­на в зо­ло­че­ной раме — один из 11 сохра­нившихся экс­по­на­тов об­шир­ной “кол­лек­ции”, ко­то­рой ког­да-то распола­гал до­мик. В окне — ав­тор тек­с­та, Ка­те­ри­на Инно­чен­те, зада­ет инте­рь­е­ру “челове­че­с­кий мас­штаб”.

Текст: Катерина Инноченте

Фото: Фри фон дер шуленбург
опубликовано в журнале №9 сентябрь 2003

Комментарии