Дом в бывшей казарме в Марокко

Бельгийский дизайнер Кристоф Декарпентри – отпрыск разбогатевшей на импорте колониальных фруктов антверпенской семьи. Тягу к дальним странствиям он приобрел в юности. В восемнадцать лет Кристоф покинул отчий дом и отправился в Индию. Далее – постоянные путешествия, работа в Африке, Мексике, Греции и стремительная дизайнерская карьера: в 2000 году – оформление Биеннале антикваров в Париже. Обставляя особняки по всему миру, он давно уже положил глаз на Марокко – и вместе со своим постоянным соавтором, брюссельским архитектором Абелем Нейссенсом потихоньку стал присматривать себе там дом.

На балконе стоят традиционные марокканские кресла работы берберских мастеров.

На балконе стоят традиционные марокканские кресла работы берберских мастеров.

Выбор был сделан несколько лет назад, когда Нейссенс и Декарпентри поехали на Рождество к друзьям в Тарудан, древний городок на востоке Марокко. “Почему не Марракеш? – улыбается дизайнер. – Да, все покупают дома в Марракеше. Да и сам я, честно говоря, не знаю ничего прекраснее площади Джемма-эль-Фна… Но когда я увидел старинные городские стены Тарудана, когда я прогулялся среди полуразвалившихся домов-риядов и дворцов медины, у меня не осталось никаких сомнений. А кроме того, все случилось как-то само собой. Нас представили семье, которая продавала свою недвижимость, мы сразу же приехали, посмотрели – и оформили сделку. Все прошло как по маслу!”

Галерея с одним из множества разбросанных по этому дому уголков для отдыха. Столик, XIX век.

Галерея с одним из множества разбросанных по этому дому уголков для отдыха. Столик, XIX век.

Конечно, на самом деле трудностей хватало: три дома, которые приобрели Декарпентри и Нейссенс, на момент покупки были почти безнадежными развалинами. Они располагались прямо у городской стены и служили когда-то казармами для гарнизона охраны. От первоначальной постройки мало что осталось: большинство стен было сложено заново из блоков жуткого пепельно-серого цвета.

Гостиная. Театральное кресло со сфинксами, XIX век. Диван сделан по проекту дизайнера Кристофа Декарпентри.

Гостиная. Театральное кресло со сфинксами, XIX век. Диван сделан по проекту дизайнера Кристофа Декарпентри.

Сейчас трудно представить, что “штаб-квартира” Декарпентри и Нейссенса отстроена совсем недавно, чуть ли не с нуля, да еще и европейцами – она кажется неподдельно старинной и абсолютно марокканской.

Фрагмент внутреннего дворика с зоной отдыха под навесом.

Фрагмент внутреннего дворика с зоной отдыха под навесом.

“Это все Абель! – говорит Декарпентри. – Он нарисовал проект, он настоял на том, чтобы строительство велось по древней технологии – с помощью кирпича-сырца из глины и соломы. Здесь, в Марокко, до сих пор стоят крепости, возведенные таким образом. Если бы не Абель, страшно подумать, где бы мы сейчас жили. Ведь я поначалу предлагал эдакую “восточную фантазию”, с башенками и нарядными фасадами!”

Спальня. Архитектор Абель Нейссенс не только спроектировал мебель, но и отобрал все ткани и ковры для этой комнаты.

Спальня. Архитектор Абель Нейссенс не только спроектировал мебель, но и отобрал все ткани и ковры для этой комнаты.

Нейссенс выкрасил стены в мягкие песочные цвета, спроектировал традиционные патио и террасы и объявил войну любому украшательству. В том числе и в интерьере. “Почему-то люди, которые обзаводятся домами в Марокко, убеждены, что им просто необходимо завесить стены фонарями, застелить все, что можно, коврами и вдобавок напичкать комнаты бесчисленными безделушками, – возмущается архитектор. – Нам, наоборот, вся эта “тысяча и одна ночь” просто претила; дом – это же не базар!”

Гостевая спальня. Светильники и мебель сделаны по эскизам архитектора Абеля Нейссенса.

Гостевая спальня. Светильники и мебель сделаны по эскизам архитектора Абеля Нейссенса.

Немного традиционного марокканского декора в доме все же есть, но Кристоф Декарпентри разбавил его европейским антиквариатом: ампирными бра, барочными сиденьями с ножками-лапами, деревянной резьбой XVIII века. Потолок в гостиной разрисовал в духе барокко Тьерри Боске – бельгийский сценограф и большой специалист по художественным “обманкам”; здесь же стоит театральное кресло XIX века, подлокотники которого поддерживают сфинксы с позолоченными крыльями.

Фрагмент галереи. Стены сделаны из кирпича-сырца.

Фрагмент галереи. Стены сделаны из кирпича-сырца.

Сейчас Нейссенс и Декарпентри завалены заказами – состоятельным обитателям Тарудана понравился результат реставрации трех домов у городской стены. А никогда не пользовавшийся вниманием туристов Тарудан неожиданно сделался одним из самых популярных мест Марокко: у местных риелторских агентств дела идут просто превосходно.

Городские стены  древнего марокканского города Тарудан.

Городские стены  древнего марокканского города Тарудан.

Текст: Барбара Стоэлти

Фото: Рене Стоэлти
опубликовано в журнале №9 сентябрь 2005

Комментарии