Дом в деревне Лапино

Умом Россию не понять. В России надо жить. Лучше всего долго. Еще лучше – в настоящем русском доме. В доме с мезонином, как в рассказах Антона Павловича Чехова. С верандой, где можно до бесконечности пить чай, с кабинетом и библиотекой. И чтобы рядом была речка, и ветки тополей стучались в окна. 

Гостиная. Камин сложен из старинных печных изразцов. Текинский ковер конца XIX—начала XX века. Фрагмент спальни. Антикварные стулья начала ХХ века.

О таком доме можно всю жизнь мечтать – внимательно перечитывать того же Чехова, изучать преданья старины в поисках утраченного. А можно его построить – приспособив, конечно, к современным условиям. 

Дом в деревне Лапино. Архитектор Федор Арзаманов (бюро “Акант”).

Архитектор Федор Арзаманов (бюро “Акант”) выбрал второй путь. Его проект – дом в Лапине, фасад которого напоминает о 1910-х, времени, когда прихотливые игры модерна начали сменяться строгим неоклассицизмом. 

Фрагмент гостиной. Антикварный стол, начало XX века.

Задачи сконструировать точную копию прошлого не было. Стены сделаны из клееного бруса – современного материала с повышенной водостойкостью, состоящего из нескольких слоев древесины. Создается впечатление, что изнутри стены обшиты досками, как это было принято в XIX веке.

Кабинет. Вся мебель, за исключением кожаного дивана — антикварная.

Планировка тоже не вполне характерна для небольшого неоклассического дома. На втором этаже – все как положено: главная спальня с будуарами, две гостевые спальни, три балкона. А вот на первом – огромная (почти 70 м²) двусветная гостиная. В начале прошлого века такие залы были возможны в домах гораздо большего размера – во дворцах или на виллах. К столовой на первом этаже примыкает открытая терраса, неподалеку – крытая парковка на две машины.

Будуар. Антикварная мебель в стиле классицизма пушкинской эпохи. Столик у дивана — конца XVIII века.

Продолжением темы “классики и современники” стал интерьер. Все люстры (в гостиной и в кабинете – сделанные на заказ), фурнитура дверей и большая часть мебели здесь – начала ХХ в. Образцы выбранного стиля – подлинные вещи 1910-х: буфет на веранде, текинские ковры, популярные в русских интерьерах, и портьеры в кабинете, которые украшают портал между двумя его частями.

Будуар. Ширма с гобеленом мануфактуры “Обюссон”, Франция, XIX век.

Камин в гостиной составлен из старинных печных изразцов, а вот мягкая мебель – современная, так же как чесучовые шторы на втором этаже и итальянская сантехника. “Русская архитектура неоклассицизма дает нам богатейший материал для создания современной усадьбы, – говорит автор концепции проекта. – Своими работами мы продолжаем эту прерванную и наиболее подходящую для современной жизни традицию русской архитектуры ХХ века.

Фраг­мент спаль­ни. Антик­вар­ные стулья начала ХХ века.

Дом в Лапине – прообраз будущих проектов, ведь он может стоять и на огромных, и на небольших участках, строительство занимает всего лишь шесть-семь месяцев, а материалы не слишком дороги”. 

Спальня. Кровать из гарнитура начала XX века.

А главное, конечно, чистота жанра. Эпоха псевдорусских, псевдоготических и прочих “псевдо” дач уходит в прошлое. Возвращается – так уж положено ей – классика. 

Ванная комната. Смеситель, Globa.

Текст: Алексей Архипов

Фото: МИХАИЛ СТЕПАНОВ
опубликовано в журнале №5 май 2004

читайте также

Комментарии