Дом в деревне Лапино

Умом Россию не понять. В России надо жить. Лучше всего долго. Еще лучше – в настоящем русском доме. В доме с мезонином, как в рассказах Антона Павловича Чехова. С верандой, где можно до бесконечности пить чай, с кабинетом и библиотекой. И чтобы рядом была речка, и ветки тополей стучались в окна. 

Гостиная. Камин сложен из старинных печных изразцов. Текинский ковер конца XIX—начала XX века. Фрагмент спальни. Антикварные стулья начала ХХ века.

Гостиная. Камин сложен из старинных печных изразцов. Текинский ковер конца XIX—начала XX века. Фрагмент спальни. Антикварные стулья начала ХХ века.

О таком доме можно всю жизнь мечтать – внимательно перечитывать того же Чехова, изучать преданья старины в поисках утраченного. А можно его построить – приспособив, конечно, к современным условиям. 

Дом в деревне Лапино. Архитектор Федор Арзаманов (бюро “Акант”).

Дом в деревне Лапино. Архитектор Федор Арзаманов (бюро “Акант”).

Архитектор Федор Арзаманов (бюро “Акант”) выбрал второй путь. Его проект – дом в Лапине, фасад которого напоминает о 1910-х, времени, когда прихотливые игры модерна начали сменяться строгим неоклассицизмом. 

Фрагмент гостиной. Антикварный стол, начало XX века.

Фрагмент гостиной. Антикварный стол, начало XX века.

Задачи сконструировать точную копию прошлого не было. Стены сделаны из клееного бруса – современного материала с повышенной водостойкостью, состоящего из нескольких слоев древесины. Создается впечатление, что изнутри стены обшиты досками, как это было принято в XIX веке.

Кабинет. Вся мебель, за исключением кожаного дивана — антикварная.

Кабинет. Вся мебель, за исключением кожаного дивана — антикварная.

Планировка тоже не вполне характерна для небольшого неоклассического дома. На втором этаже – все как положено: главная спальня с будуарами, две гостевые спальни, три балкона. А вот на первом – огромная (почти 70 м²) двусветная гостиная. В начале прошлого века такие залы были возможны в домах гораздо большего размера – во дворцах или на виллах. К столовой на первом этаже примыкает открытая терраса, неподалеку – крытая парковка на две машины.

Будуар. Антикварная мебель в стиле классицизма пушкинской эпохи. Столик у дивана — конца XVIII века.

Будуар. Антикварная мебель в стиле классицизма пушкинской эпохи. Столик у дивана — конца XVIII века.

Продолжением темы “классики и современники” стал интерьер. Все люстры (в гостиной и в кабинете – сделанные на заказ), фурнитура дверей и большая часть мебели здесь – начала ХХ в. Образцы выбранного стиля – подлинные вещи 1910-х: буфет на веранде, текинские ковры, популярные в русских интерьерах, и портьеры в кабинете, которые украшают портал между двумя его частями.

Будуар. Ширма с гобеленом мануфактуры “Обюссон”, Франция, XIX век.

Будуар. Ширма с гобеленом мануфактуры “Обюссон”, Франция, XIX век.

Камин в гостиной составлен из старинных печных изразцов, а вот мягкая мебель – современная, так же как чесучовые шторы на втором этаже и итальянская сантехника. “Русская архитектура неоклассицизма дает нам богатейший материал для создания современной усадьбы, – говорит автор концепции проекта. – Своими работами мы продолжаем эту прерванную и наиболее подходящую для современной жизни традицию русской архитектуры ХХ века.

Фраг­мент спаль­ни. Антик­вар­ные стулья начала ХХ века.

Фраг­мент спаль­ни. Антик­вар­ные стулья начала ХХ века.

Дом в Лапине – прообраз будущих проектов, ведь он может стоять и на огромных, и на небольших участках, строительство занимает всего лишь шесть-семь месяцев, а материалы не слишком дороги”. 

Спальня. Кровать из гарнитура начала XX века.

Спальня. Кровать из гарнитура начала XX века.

А главное, конечно, чистота жанра. Эпоха псевдорусских, псевдоготических и прочих “псевдо” дач уходит в прошлое. Возвращается – так уж положено ей – классика. 

Ванная комната. Смеситель, Globa.

Ванная комната. Смеситель, Globa.

Текст: Алексей Архипов

Фото: МИХАИЛ СТЕПАНОВ
опубликовано в журнале №5 май 2004

Комментарии