Итоги 2014: Лучшие декораторы и архитекторы России

В нашем списке  люди, которые неимоверно талантливы в сложном и увлекательном деле дизайна интерьеров. Кто-то из них предпочитает называть себя декоратором, кто-то  архитектором. Но суть одна: это профессионалы, в руках которых не будет упущена ни одна деталь проекта, а результат будет радовать заказчиков, а также журнал AD  их работы мы печатали много раз и будем ­печатать еще.

1. za bor


Архитектурную мастерскую с брутальным названием два выпускника МАРХИ Арсений Борисенко и Петр Зайцев придумали в 2003 году. Несмотря на молодость (обоим основателям нет еще сорока), za bor имеет и узнаваемый стиль, и серьезное портфолио. На их счету десять офисов “Яндекса”, включая московский и стамбульский, проект перестройки кинотеатра “Пушкинский” и несколько частных интерьеров, которые полюбились бы Петеру Цумтору. Борисенко и Зайцев проектируют для своих интерьеров минималистичную встроенную мебель, обожают сложные динамичные формы и считают, что белый – король всех цветов. “Мы очень любим экспериментировать с геометрией пространства, – говорит Арсений. – Мы его ломаем, рвем, жуем и чего только не делаем”. Но их изломы всегда подчинены общей логике здания. Впрочем, когда заказ того требует, za bor прекрасно работает с яркими деталями и мягкой мебелью. Отличный пример – недавно открывшийся ресторан сербской кухни “Н. Тесла” с интерьером от za bor (где, кстати, хорошо кормят).

Офис компании “Яндекс” в Киеве, 2010–2011. Нажмите на фото, чтобы посмотреть другие проекты za bor.

2. Майк Шилов


На первый взгляд, смена рода деятельности Шилова – от глянцевого журналиста к дизайнеру интерьеров – довольно стремительна: еще семь лет назад выходили его статьи про ароматы, а сейчас только проекты в профессиональных журналах. На самом деле Майк подготовился основательно: отучился в Международной школе дизайна, прошел несколько зарубежных стажировок (в том числе и редких японских) и подружился со всеми главными игроками. Свой стиль называет “артистическим минимализмом” и любит работать с необычными помещениями, мебелью и людьми. В последнем своем проекте впервые выступил не только как декоратор, но и как архитектор и ландшафтный дизайнер. “Мне всегда не нравилось в наших домах то, что они часто выглядят как медали за борьбу архитектора с внешними обстоятельствами – с рельефом, пейзажем и заказчиком. А я хочу рассказать историю сосуществования, причем модную и эффектную”. И у него точно получится, шиловская дотошность всегда была притчей во языцех.

Дом в Подмосковье.

3. Юлия Голавская


Выпускница школы “Детали” 2004 года, Юля негласно считается главным в Москве специалистом по маленьким квартирам. И действительно – она умеет сделать из шестидесятиметровой крошки не просто пригодное для жизни, но и гармонично устроенное пространство. Впрочем, большие проекты у Голавской тоже получаются уютными и домашними. С заказчиками она старается построить доверительные отношения, поэтому клиенты буквально передают ее из рук в руки. Она любит работать с текстилем, винтажными вещами и всегда оставляет что-то из прошлой жизни хозяев, чтобы новый дом не выглядел уж слишком новым. Ее дизайн вообще “с человеческим лицом”, она уверена: если присутствие людей портит интерьер, значит, с ним что-то не так. Вдохновение черпает из книжек. Самой полезной считает “Стиль жизни” авторства Жиля де Шабанье и Стаффорда Клиффа. “В ней собраны интерьеры, стиль которых можно определить как “поэтическая повседневность”, – объясняет Голавская свою привязанность. В свободное время много фотографирует, и карточки у нее получаются такими же “поэтическими”, как и квартиры.

Деревянная дача в Подмосковье.

4. Олег Клодт и Анна Агапова


“Архитектурное бюро Олега Клодта” основано в 2000 году и много лет уже строит дома и оформляет квартиры для людей с классическими представлениями о прекрасном. Сам Клодт (потомок питерского скульптора Петра Карловича Клодта, разумеется) называет свою манеру “интеллигентной”, всегда заботится о том, чтобы заказчик не отрывался от корней, но и про модные тенденции не забывал. За них в тандеме отвечает Анна Агапова: она подбирает мебель и аксессуары, находя вещи, соответствующие по духу сдержанной манере Олега Клодта. Обычно в проектах домов у архитекторов бóльшая часть бюджета уходит на дорогостоящее оформление фасадов и прочие внешние премудрости. Клодт же уверен, что вкладываться надо скорее в интерьер. “В ­современ­ной  жизни человек обычно много переезжает, поэтому имеет больший смысл обзаводиться качественным и дорогим движимым имуществом, чем драгоценными стенами, которые ­никак нельзя взять с собой”.

Квартира на Саввинской набережной.

5. “Цимайло Ляшенко & партнеры”


Александр Цимайло и Николай Ляшенко – выпускники МАРХИ. После института Александр около десяти лет работал в бюро “Группа АБВ”, а Николай жил в Германии, где возглавлял креативный отдел компании Köhler Architekten. Бюро “Цимайло Ляшенко & парт­неры” основано в 2001 году. На его счету десятки частных домов и победы в крупных градостроительных конкурсах. Это одно из тех бюро, про которые вспоминают, когда хотят похвастаться перед западными коллегами тем, что в России тоже есть современная архитектура. Они начинали с частных домов в модернистском духе на Рублевке и Новой Риге – много дерева и стекла, мало мебели и декора, а сейчас строят жилые комплексы самого разного калибра. За последнее время сделали проекты нескольких домов в центре Москвы и умудрились почти не раздражить защитников исторической правды. Не то чтобы их обтекаемый кондоминиум с витражным остеклением в Ордынском тупике похож на доходный дом XIX века, но он не спорит по высоте с окружающей застройкой, функционально зонирован, и при его строительстве не должен пострадать ни один памятник архитектуры.

Жилой комплекс “Ордынский тупик”. Нажмите на фото, чтобы посмотреть другие проекты бюро “Цимайло Ляшенко & парт­неры”

6. Павел Абрамов


Окончил МАРХИ, сотрудничал с “Моспроектом-2”, участвовал в проекте строительства здания Московской межбанковской валютной биржи и реконструкции здания Сената в Кремле, придумывал московский офис “Билайна”. В 1997 году основал свое бюро “Ардепо”, в котором кроме него постоянно работают шесть человек – по большей части все те же, с кем Абрамов начинал. Стиль свой определяет как классический минимализм и уверяет, что адаптироваться под заказчика ему не приходится. “Люди, которые обращаются к нам, в основном знают, чего ждать, так что сюрпризы случаются нечасто, – говорит Павел. – Тем более что я сразу предупреждаю: архитектор на проекте главный человек. Вы можете высказать свои пожелания, но не более того”. И его слушают, и возвращаются снова и снова. Возможно, потому, что он один из немногих русских архитекторов, который достаточно близко подошел к пониманию концепции идеального пустого пространства. Почти как настоящий японец.

Квартира в жилом комплексе “Нескучный сад”. Нажмите на фото, чтобы посмотреть все интерьеры этой квартиры.

7. Екатерина Гердт


Два года назад Екатерина открыла на Фрунзенской набережной “Мастерскую” – что-то среднее между антикварным магазином, клубом по интересам и дизайн-бюро. Как уверяет дизайнер, то была вынужденная мера. Как только она бралась за интерьер, оказывалось, что в Москве невозможно отыскать для него то люстру, то вазу, то еще какую-нибудь жизненно важную мелочь. Пришлось взять дело в свои руки: выучить все входы и выходы на парижских и барселонских блошиных рынках, наладить поставки в Москву, а затем собрать вокруг таких же любителей нефабричных и необычных предметов. Где-то сработало сарафанное радио, кто-то просто заглянул на огонек, увидев приветливо горящие в окнах люстры. Но сейчас, по словам Екатерины, она больше не говорит заказчикам: “Это невозможно найти”. Проектам эта история только пошла на пользу – в “Мастерской” всегда оказывается вещь, которая станет точкой отсчета для нового интерьера. А главное, другой такой точно ни у кого не будет.

Парижская квартира старого друга и клиента Екатерины Гердт.

8. Татьяна Боронина


Выпускница МАРХИ, основательница студии, которая называется, как наш журнал, AD (только расшифровывается аббревиатура как Architecture & Design), и последовательная поклонница классических интерьеров. Татьяна уверена, что проверенные годами и веками рецепты работают лучше новомодных изобретений. Хотя и тут она готова сделать исключение, если того требуют условия игры. У Татьяны необычные отношения с заказчиками – она предпочитает въедливых, тех, кто всегда держит руку на пульсе. В таком соавторстве рождаются истина и продуманный дом, в котором будет хорошо многим поколениям семьи. Она берет в свою студию только архитекторов, хотя в основном занимается оформлением интерьеров. “Они гораздо лучше дизайнеров, а тем более декораторов, знают, как работать с пространством”. Кстати, традиционные вкусы совсем не мешают Татьяне постоянно использовать необычные проектировочные решения, заменять всю мебель на встроенную или придумывать квартиры-трансформеры.

Дом со встроенной мебелью в Ливадии. Нажмите на фото, чтобы посмотреть все интерьеры этого дома.

9. Сергей Огурцов


Выпускник Рижского авиационного университета, он некоторое время проработал маркетологом, но потом понял, что это совсем не его стезя. Окончил Академию искусств в Сан-Франциско по специальности “дизайнер интерьеров” и в 2010 году открыл бюро SOG Interiors. Из Калифорнии Сергей привез нежную любовь к американскому дизайну (он поклонник Келли Уирстлер) и клиентоориентированный подход к декору. “Я стараюсь сделать процесс работы приятным для всех сторон, и мне кажется, так и должно быть, когда создаешь гармоничный интерьер”, – говорит он. Для него часто проект начинается с деталей, к которым подбирается все остальное: иногда это ткань, иногда необычная ориентация помещения по сторонам света, иногда бабушкино кресло, без которого семья не представляет себе уютную гостиную. Квартиры у Огурцова получаются универсальные и простые, но совсем не скучные – ровно такие, “куда хочется возвращаться снова и снова”, как он пишет на своем сайте.

Рижские апартаменты автомагната Олега Пименова.

10. Георгий и Надежда Ананьевы


Оба учились в “Строгановке” на художников-керамистов, но сейчас рисуют только планы и эскизы новых квартир и загородных домов. Ананьевы – один из самых правильно построенных брендов на русском декораторском рынке: их лица знают по многочисленным публикациям, они преподают в школе “Детали” и в Британской школе дизайна, у них налажена четкая линия общения с заказчиком, которая не допускает даже тени конфликта. Сказать, что Ананьевы работают в каком-то определенном стиле, нельзя, они умеют делать все, от классики до скандинавского минимализма. Сами любят стиль 1960-х, но клиентам его никогда не навязывают. Отлично работают с текстилем, принтами и декоративными элементами, но не забывают и про объемы: в их интерьерах всегда все на своих местах. А еще их обожают студенты и говорят, что никто так, как Ананьевы, четко и по делу не рассказывает о главных подвод­ных камнях, с которыми придется столкнуться будущим декораторам.

Квартира в стиле 1970-х в Москве. Нажмите на фото, чтобы посмотреть все интерьеры этой квартиры.

11. Suite Home Interiors


Три выпускницы школы “Детали” – Полина Белякова, Екатерина Григорьева и Екатерина Понятовская – работали вместе с 2008 года, но недавно трио превратилось в дуэт – Понятовская сменила работу. Уверяют, что, как только увидели первые мудборды друг друга, поняли: им по пути. Между собой на проектах барышни никогда не спорят (что не мешает им иметь собственные квартиры в абсолютно разных стилях), только иногда с заказчиком. “Мы всегда просим сначала внимательно изучить наше портфолио и понять, что радикально другого мы точно не сделаем, – говорят они. – Но все равно приходится многое объяснять уже в процессе работы”. Девушки часто сетуют, что им не хватает архитектурной подготовки: в современных квартирах такие беспомощные планировки, что приходится в первую очередь исправлять их, а потом уже заниматься дизайнерскими вопросами. Интерьеры получаются у Suite Home взрослые, сдержанные и абсолютно европейские. Раньше, как и многие ученики “Деталей”, увлекались дополнительными цветами, сейчас полюбили светлые, солнечные интерьеры.

Квартира в Ружейном переулке в Москве.

12. Николай Белоусов


Выпускник МАРХИ 1980 года, Белоусов не пошел по обычному пути своего архитектурного поколения и не стал признаваться в любви Людвигу Мис ван дер Роэ и Фрэнку Гери. Он выбрал другой объект поклонения – дерево. Сначала организовал мастерскую, специализирующуюся исключительно на деревянном строительстве, потом производство в Костромской области. Сейчас можно сказать, что никто в России не разбирается в традиционных (а значит, проверенных) способах обработки, хранения и использования дерева лучше, чем Николай. При этом в его архитектурном стиле ничего антикварного и в помине нет – он строит современные, минималистские дома, но по технологиям XVII века. Белоусов – постоянный участник конференций и лауреат многочисленных премий. Его любят за то, что, глядя на дома, выходящие из-под его метафорического топора, сразу можно сказать, на какой земле они выросли. А еще он уверяет, что в деревянных домах продолжительность жизни куда больше, чем в любых других. Стоит проверить!

Охотничье имение в Рязанской области.

13. “Акант”


Архитектурное бюро “Акант”, или “Бюро на Яузе”, как они себя сами называют, – одно из старейших в Москве, образовано в 1987 году. Главные люди в нем – Федор Арзаманов, Антон Атлас и Олег Зареченский. Все выпускники МАРХИ и большие трудяги – берутся за сложные перепланировки квартир, строительство с нуля и другие задачи, которые могут напугать среднестатистического русского декоратора. Работают в самых разных стилях – от уютнейшей дачной классики до модернизма, успешно сотрудничают с западными декораторами и стараются не привлекать к себе особого внимания русских коллег по цеху. Заказчиков по возможности пытаются образовывать, прививать им вкус к хорошим интерьерам и грамотным постановкам задач. Больше всего любят работать со свободными планировками (сами всегда делают такие) и много и к месту используют в проектах современное искусство.

Дачный дом в Подмосковье. Нажмите на фото, чтобы посмотреть все интерьеры этого дома.

14. Петр Костелов


До 1996 года трудился по своей первой специальности – художником-постановщиком в кино, а потом решил попробовать себя в “реальном мире”. Стал одним из немногих русских архитекторов, которых неплохо знают на Западе: его печатали Frame и Wallpaper*. Работает один, без команды, и считает это своей сильной стороной. “Я полностью отвечаю за свой проект от начала до конца, и мои клиенты не платят за имя, за которым стоит армия подмастерьев”. Еще одно неоспоримое достоинство Костелова – умение использовать  пространство полностью и зонировать его всеми возможными способами. В ход идут перепады уровней, ниши, перегородки со встроенными полками и прочие хитрости. В результате его интерьер будто ведет хозяина по единственно верной дорожке, не позволяя отклониться ни на шаг. Оформление Петр предпочитает выбирать без особых излишеств: дерево, бетон, иногда металлические листы. Главное – найти функциональное объяснение любой детали или распрощаться с ней навсегда. С заказчиками работает так же последовательно: составляет поэтапный план действий, в котором прописаны все права и обязанности сторон.

Зона отдыха на даче в деревне Зенькино.

15. Максим Лангуев


Петербургский дизайнер, владелец галереи “Атмосфера” и арт-директор Galerie 46. Среди его известных проектов – рестораны Le Borshch, “Де Факто”, “Зима-бар” и чайное кафе “Унция” на Невском проспекте. Окончил Аграрный университет и даже проработал несколько лет по специальности, потом переметнулся в сторону ландшафтного дизайна, а с 1999 года стал практиковать как декоратор. Начал с того, что расписал стену в кафе, принадлежавшем друзьям. Максим – любимец хипстерской прессы вроде The Village и Wonderzine, но сам он относится к такой славе с опаской, считая свой стиль спокойным и небрежно-уютным. Предметы для своих интерьеров (и магазина, разумеется) ищет на блошиных рынках и в магазинчиках Англии, Франции и Марокко. Не любит, когда его спрашивают “про концепцию”: говорит, что всегда просто собирает понравившиеся предметы так, чтобы они звучали рядом друг с другом.

Квартира в Санкт-Петербурге.

16. Лейла Улуханли


Ее проекты не часто появляются на страницах журналов, но исключительно потому, что все клиенты Улуханли боятся публичности как огня. А вот сама азербайджанская красавица, напротив, с удовольствием позирует для Tatler на светских вечеринках. Но на этом и заканчивается ее беспечность – интерьеры Лейла делает основательные, часто с элементами ар-деко, в котором она большой специалист. Любит, когда удается использовать настоящий антиквариат или “остатки былой роскоши” вроде сохранившейся лепнины или наборного паркета. Но в то же время знает, что жить в музее не хочет никто, поэтому в ее проектах старина выглядит всегда с иголочки. Работает Лейла тоже серьезно, по старинке сопровождая каждую идею прекрасно выполненной акварелью: говорит, что ее аудитория не понимает 3D-рендеров. “Мой главный секрет, может, и звучит банально, но всегда действует, – говорит она. – Я каждый интерьер делаю как для себя. И это не значит, что наши вкусы с заказчиком обязательно совпадают. Просто уровень ответственности всегда очень высок”.

Квартира в Гранатовом переулке.

17. Алексей Козырь


Самый “железобетонный” из русских архитекторов – материал этот обожает и без устали доказывает всем и вся, что в нем нет ничего холодного и мрачного. Козырь окончил МАРХИ в 1993-м и уже через год вместе с Иваном Чувелевым и Натальей Лобановой открыл бюро Arch4, а в 2006 году отправился в свободное плавание. Лауреат всех возможных архитектурных наград и участник множества художественных выставок, строит Козырь не слишком много, зато убедительно: его дом-самолет или квартира в высотке на Кудринской набережной, которая в процессе работы стала в два раза больше по метражу, мало кого может оставить равнодушным. Несмотря на внешнюю суровость как самого Алексея, так и его работ, для него любой проект является аттракционом, который необходимо напичкать как можно большим количеством придумок. Если ванна – то в аквариуме, если камин – то крутящийся вокруг своей оси, и так до бесконечности. “В моей архитектуре нет ничего серьезного, кроме веса, – говорит Козырь. – Что я ни придумаю, все не меньше трех тонн”.

Ресторан Loft в Обнинске.

18. Елена Лазаренко


Выпускница Санкт-Петербургского реставрационного училища, оформлением частных и общественных интерьеров занимается больше десяти лет. В ее послужном списке – московские рестораны Bistrot, “Дом Карло”, “Остерия Оливетта” и “Остерия Монтироли”. Елена много работала с Александрой Вертинской, они вместе участвовали в первой выставке “Неделя декора” в России. О своем собственном стиле предпочитает не говорить: “Интерьер – это в первую очередь чей-то дом. Поэтому я внимательно и с уважением слушаю его хозяев”, – говорит Лазаренко. Свою миссию видит в том, чтобы направить заказчика в сторону функциональности, комфорта и правильного распределения пространства. Уверяет, что с первого взгляда может определить, будет ли удобно сидеть в том или ином кресле. И, вероятнее всего, не обманывает, по крайней мере, в оформленных ею ресторанах стоит только самая правильная мебель.

Жилой дом в Горках-8.

19. Pole Design


Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин – выпускники кафедры дизайна архитектурной среды МАРХИ и ученики легендарного Александра Ермолаева. Впервые громко заявили о себе в 1998-м, получив Госпремию за фирменный стиль продукции компании “Биоинъектор”, выпускающей сейфы. Основатели студии Pole Design, которая занимается по большей части выставочными экспозициями. Самая известная из них – дизайн Русского павильона на XI Венецианской архитектурной биеннале. Но Савинкин и Кузьмин вообще от забвения не страдают. Эта яркая пара выделяется на любом архитектурном сборище: цеховая застенчивость и закрытость им совсем не свойственны. Вот и проекты у них получаются эффектные и часто эпатажные – то дом-рыба, то женщина-сейф, то лапша из кориана. Своей путеводной звездой они считают Фрэнка Гери и активно пропагандируют синтез современного искусства и архитектуры. Не забывают и о национальных традициях – этим летом соорудили в Никола-Ленивце многоярусный ступенчатый сруб “Ленивый зиккурат”.

“Ленивый зиккурат” в Никола-Ленивце.

20. Arch4


Бренд Arch4 существует с 1994 года – в 2000 году студия Arch4 открылась в Москве и Базеле, затем последовал офис в Париже. Сейчас во главе студии стоят Наталья Лобанова и Иван Чувелев, которые называют себя “последовательными лофтистами”. Arch4 для русского архитектурного поля – явление уникальное. Они не только являются авторами того сложноуловимого стиля, который безошибочно опознается московской публикой как luxury, но и создателями интерьеров всех главных бутиков Столешникова переулка. Среди их клиентов – Louis Vuitton, Vacheron Constantin, Cartier, Piaget, Chanel и Hermès (для последних Arch4 строили бутик и в Базеле). И при этом они остаются очень русскими, или, как говорит про них Григорий Ревзин, советскими, архитекторами – не уходят ни в бездумное преклонение перед западными образцами, ни в лубок. И делают высокотехнологические, основательные и безупречные интерьеры, используя бетон, дерево и стекло.

M-House на берегу Истры.

Продолжение читайте на следующей странице

страница 1 из 2 Читать далее
Фото: Tim Beddow/ELLE DECORATION Russia; сергей ананьев; Frank herfort; Аня Митрохина; михаил степанов; mads mogensen; William webster; анастасия яцкевич; Елена Каёкина; richard powers; fritz von der schulenburg; Зинон Разутдинов; тимур артамонов; дмитрий лившиц; дмитрий пленкин; Karim Kouki; кирилл овчинников; xavier béjot; manolo yllera; алексей народицкий; михаил степанов; василий буланов; архив пресс-службы

читайте также

Комментарии