В гостях у Сергея Кузнецова

Дом Сергея Кузнецова стоит на границе с лесом. Забор между ними чисто символический, а штор на огромных окнах здесь не держат принципиально, так что любой случайный грибник имеет возможность в подробностях изучить, как живет главный архитектор Москвы. 

К лесу дом развернут огромными окнами без переплета.

К лесу дом развернут огромными окнами без переплета.

“Ну и в чем проблема? – недоумевает Кузнецов. – Я за то, чтобы люди друг друга видели. Меня это не смущает. Я считаю, что это элемент социального контроля”. В этом вопросе Кузнецов напоминает голландцев, которые не зашторивают окон по схожим причинам, но в остальном его жилище гораздо ближе к русским традициям, чем можно подумать, глядя на современный, украшенный большими окнами фасад.

Архитектор Сергей Кузнецов с женой Ириной на террасе своего подмосковного дома. Кузнецов — выпускник МАРХИ. В недавнем прошлом — управляющий партнер архитектурной мастерской “SPEECH Чобан & Кузнецов”. В 2012 году назначен на пост главного архитектора Москвы.

Архитектор Сергей Кузнецов с женой Ириной на террасе своего подмосковного дома. Кузнецов — выпускник МАРХИ. В недавнем прошлом — управляющий партнер архитектурной мастерской “SPEECH Чобан & Кузнецов”. В 2012 году назначен на пост главного архитектора Москвы.

Идея дома родилась у Кузнецова параллельно с работой над проектом Дворца водных видов спорта в Казани – это огромное сооружение из стекла и дерева он построил вместе с Сергеем Чобаном, еще до того, как заступить на пост главного архитектора Москвы. 

Фрагмент гостиной. На стене работа Аслана Гайсумова. Ковер, BoConcept.

Фрагмент гостиной. На стене работа Аслана Гайсумова. Ковер, BoConcept.

Масштаб сооружений совсем разный, но выбор материала в обоих случаях был обусловлен идейными соображениями – Кузнецов считает, что архитектура должна быть связана с корнями: “Я ревностно отношусь к технологиям и материалам – продукт строительства должен быть рожден на месте. Да и стандарты экологичности, хоть я и не люблю это слово, тоже учитывают происхождение материала”. Ну а ничего более “корневого” и экологичного, чем дерево, в России действительно не придумать.

В столовой — обеденный стол, Kristalia, и стулья по дизайну Рэй и Чарлза Имз, Vitra. На стене работа Павла Киселева.

В столовой — обеденный стол, Kristalia, и стулья по дизайну Рэй и Чарлза Имз, Vitra. На стене работа Павла Киселева.

С экономической точки зрения это тоже идеальное решение. Во-первых, сложенный из клееного бруса дом не потребовал отделки, благо Сергей любит цвет дерева и даже нарочно выбирал материал с ярко выраженной текстурой. 

Кухня-столовая. Кухонный гарнитур, Mittel. Барные стулья, Kristalia.

Кухня-столовая. Кухонный гарнитур, Mittel. Барные стулья, Kristalia.

А во-вторых, постройка настолько хорошо держит температуру, что удалось обойтись без климат-контроля, а это тоже было принципиальным моментом. “Концепция заключалась в том, чтобы не делать лишние инженерные системы, потому что они небезопасны для человека”, – объясняет архитектор.

Кабинет. Единственная белая стена в доме возникла здесь по воле дизайнера интерьера Инны Раннак. Диван, Swan.

Кабинет. Единственная белая стена в доме возникла здесь по воле дизайнера интерьера Инны Раннак. Диван, Swan.

Проект в нынешнем его виде родился со второй попытки. Кузнецов рассказывает, что сперва начал рисовать будущий дом, опираясь на план участка, а потом приехал на место, походил среди деревьев и все переделал, отталкиваясь от реальной ситуации, в частности – от движения солнца (именно поэтому обитатели дома легко обходятся без занавесок). Серьезных корректировок во время стройки уже практически не было. “У меня до сих пор стоит макет, и видно, что изменения минимальны”, – говорит хозяин.

Дом кажется значительно просторней своих 340 м² (включая подвальный этаж, где находятся спортзал и технические помещения). Этому способствует и второй свет в гостиной, и прозрачное ограждение лестницы.

Дом кажется значительно просторней своих 340 м² (включая подвальный этаж, где находятся спортзал и технические помещения). Этому способствует и второй свет в гостиной, и прозрачное ограждение лестницы.

Вообще, если пытаться охарактеризовать этот проект, а заодно и его автора каким-то одним словом, то лучше всего подойдет прилагательное “рациональный”. К примеру, заботы об интерьере были возложены на дизайнера Инну Раннак, хотя, казалось бы, что мешало хозяину заняться этим самому? 

Хозяин дома считает одним из достоинств дерева возможность оставить на виду конструктивные элементы. “Один из плюсов деревянного дома, что отделка никакая не нужна. Ни внутри, ни снаружи”, — говорит он.

Хозяин дома считает одним из достоинств дерева возможность оставить на виду конструктивные элементы. “Один из плюсов деревянного дома, что отделка никакая не нужна. Ни внутри, ни снаружи”, — говорит он.

“Я верю в профессионализм”, – объясняет он. По той же причине в доме нет ни одной вещи, сделанной на заказ: “Фабричная мебель шлифуется годами. Наивно думать, что можно взять и сделать с ходу лучше. Это месяцы работы, сотни образцов. Зачем это нужно, когда есть масса уже готовых классных вещей?” При этом обстановка в доме почти минималистская, хотя хозяин и готов с этим поспорить – просто у каждого свои привычки. 

Холл второго этажа. Стены дома сложены из клееного бруса — в отличие от обычного дерева, этот материал мало чувствителен к изменению температуры и влажности.

Холл второго этажа. Стены дома сложены из клееного бруса — в отличие от обычного дерева, этот материал мало чувствителен к изменению температуры и влажности.

Сергей Кузнецов с семьей хоть и живет под боком у леса, но единение с корнями в его случае ограничивается выбором материала. “Я не хочу изображать ни барина с усадьбой, ни крестьянина с хозяйством, – говорит он. – Поэтому планировочные и дизайнерские решения здесь городские. Я ведь городской человек и хочу оставаться самим собой”.

Терраса обращена в сторону леса. “Я за то, чтобы люди друг друга видели. Человеку привычно находиться в обществе себе подобных”, — объясняет Кузнецов отсутствие забора.

Терраса обращена в сторону леса. “Я за то, чтобы люди друг друга видели. Человеку привычно находиться в обществе себе подобных”, — объясняет Кузнецов отсутствие забора.

Интерьер опубликован в коллекционном номере "Лучшие дизайнеры и интерьеры России", который можно скачать бесплатно в нашем киоске в App Store.

В гостях у Сергея Кузнецова

Текст: Анастасия Ромашкевич

Фото: Патрисия Паринежад
опубликовано в журнале №10 (133) ОКТЯБРЬ 2014

Комментарии