Стеклянный дом-аквариум в Рио-де-Жанейро

“Бог сотворил мир за шесть дней. А на седьмой он создал Рио-де-Жанейро”, – гласит бразильская поговорка. Чтобы построить себе дом в Рио, напротив пляжа Арпоадор, архитектору Артуру ди Матусу Казасу понадобилось два года. За это время над морем вырос двухэтажный дом-аквариум – его стены и крыша сделаны из стекла. 

Гостиная на первом этаже. Скульптура Ники де Сен-Фаль. Кресло из серии Up, дизайнер Гаэтано Пеше, B&B Italia. Раздвижной столик, дизайнер Пьер Шаро, 1930. Ковры, Tecer Tapetes.

Гостиная на первом этаже. Скульптура Ники де Сен-Фаль. Кресло из серии Up, дизайнер Гаэтано Пеше, B&B Italia. Раздвижной столик, дизайнер Пьер Шаро, 1930. Ковры, Tecer Tapetes.

Не то чтобы хозяину нечего было скрывать – но в месте, где с одной стороны открываются виды на океан и на вальяжные пляжи Копакабаны, а с другой – на Рио, – в таком месте загораживаться от внешнего мира и от солнца было бы попросту странно.

Гостиная первого этажа. Два стеклянных кресла с кожаными сиденьями, дизайнер Фабио Ленчи. Около окна — деревянная скульптура Untitled (“Без названия”) бразильца Франса Крекберга (1960).

Гостиная первого этажа. Два стеклянных кресла с кожаными сиденьями, дизайнер Фабио Ленчи. Около окна — деревянная скульптура Untitled (“Без названия”) бразильца Франса Крекберга (1960).

Артур ди Матус Казас – автор нескольких коллекций мебели и роскошного отеля Emiliano в Сан-Паулу, оформитель бутиков в Бразилиа и Рио. Его дом-аквариум полон секретов – благодаря электронике, во-первых, раздвигается стеклянная крыша, а во-вторых – автоматически поливается маленький подвесной сад, придуманный бразильским художником Жилберту Элкисом. По периметру второго этажа в пол встроен бассейн; установленные на его дне иллюминаторы видны на потолке гостиной. “Геометрия притягивает гармонию”, – утверждает Казас.

На стене — картина Мела Рамоса Makaha Maiden (1968). Кресло Papa Bear Chair, дизайнер Ханс Вегнер.

На стене — картина Мела Рамоса Makaha Maiden (1968). Кресло Papa Bear Chair, дизайнер Ханс Вегнер.

Монохромная отделка дома подчинена одной цели – не препятствовать естественному освещению. Полы на втором этаже выложены светлым американским дубом, а пол, стены первого этажа и лестница покрыты мрамором и известняком. “Нет – украшательству, да – необходимости! – любит повторять Казас. – Фрэнк Ллойд Райт, “Баухауз”, рационализм Джузеппе Терраньи, прозрачность Ричарда Нойтры – вот от чего я отталкиваюсь”.

Узкая полоска встроенного в пол бассейна опоясывает второй этаж по периметру. На стеклянном цоколе — скульптура Армана “Замороженный мусор” (1968). За окном — Атлантический океан.

Узкая полоска встроенного в пол бассейна опоясывает второй этаж по периметру. На стеклянном цоколе — скульптура Армана “Замороженный мусор” (1968). За окном — Атлантический океан.

Большую часть мебели хозяин спроектировал сам, а из произведений искусства выбрал в основном классический поп-арт. Например, скульптуру “Замороженный мусор” из знаменитой “мусорной серии” Армана – она стоит на краю бассейна, напротив стеклянной стены с видом на океан. 

Столовая. Кухонный стол, bulthaup. Стулья, Herbst.

Столовая. Кухонный стол, bulthaup. Стулья, Herbst.

В спальне – живопись местных художников: “Доллар” Вальдемара Кордейру (1966) и триптих Garota de Ipanema (“Девушка из Ипанемы”) Карлуса Вергары (1969), названный по имени классической босановы, ставшей визитной карточкой бразильской музыки. 

Спальня. Кровать со светильниками, дизайнер Артур ди Матус Казас. На стене слева — картина “Доллар” Вальдемара Кордейру (1966). В глубине комнаты — триптих Garota de Ipanema (“Девушка из Ипанемы”) Карлуса Вергары (1969).

Спальня. Кровать со светильниками, дизайнер Артур ди Матус Казас. На стене слева — картина “Доллар” Вальдемара Кордейру (1966). В глубине комнаты — триптих Garota de Ipanema (“Девушка из Ипанемы”) Карлуса Вергары (1969).

А в гостиной первого этажа Казас поставил расписанную скульптуру Ники де Сен-Фаль: этот танцующий полуклоун-полуинопланетянин не сводит глаз с мягких женственных форм красного кресла Гаэтано Пеше из серии Up.

Одна из двух ванных комнат, расположенных друг напротив друга. Пол отделан светлым американским дубом. Вся мебель и сантехника изготовлена по дизайну Артура ди Матуса Казаса.

Одна из двух ванных комнат, расположенных друг напротив друга. Пол отделан светлым американским дубом. Вся мебель и сантехника изготовлена по дизайну Артура ди Матуса Казаса.

“Образ мыслей латиноамериканцев в корне отличен от североамериканского. Это надо чувствовать. Иначе вам никогда не понять, что такое бразильский дизайн и здешние представления о комфорте, – говорит Казас. – Посмотрите на этот дом – здесь танцуют не только картины и скульптуры – даже мебель и стены вибрируют в такт!”

Рядом с душевой — комната отдыха с настенным телеэкраном.

Рядом с душевой — комната отдыха с настенным телеэкраном.

Текст: Марио де Кастро

Фото: АРНАЛЬДО ПАППАЛАРДО
опубликовано в журнале №2 февраль 2004

Комментарии