Дом в Майами

В 1950-х годах в Майами не было человека известнее, чем Морис Лапидус. Этот одесский еврей был Филиппом Старком своего времени – построил три самых шикарных и экстравагантных отеля курортной столицы мира: Eden Roc, Americanа и Fontainebleau (там снимался “Голдфингер”). 

Гостиная. Кресло Tecno (1955), дизайнер Освальдо Борсани. Стол Superellipse (1968), дизайнер Бруно Матссон. Диван Dublin (1981), дизайнер Марко Дзанини. Книжный шкаф, чаша на столике и скульптура UP 7 в виде ноги — создания Гаэтано Пеше.

Лапидуса ненавидели критики и обожала публика. Все знали, кто создал эти безумные криволинейные бассейны, выложил разноцветной мозаикой огромные холлы и подобрал в интерьеры радикальную дизайнерскую мебель. Но мало кто знал, что кроме отелей Лапидус строил еще и частные дома. А со временем он и сам забыл об этом.

В углу гостиной стоит кресло Joe (1970), Poltronova, в виде бейсбольной перчатки. Дизайнеры Джонатан де Пас, Донато Д’Урбино и Паоло Ломацци назвали свою работу в честь знаменитого бейсболиста Джо ДиМаджио.

В 1987 году Лапидусу было 85 лет. Он ушел на покой и жил в Майами. Однажды утром его разбудил телефонный звонок. Какой-то человек сбивчиво объяснил Лапидусу, что купил дом, который тот построил в 1958 году. “Я никогда не строил жилых домов!” – рявкнул архитектор. И бросил трубку.

Столовая. Фанерный стеллаж — работа неизвестных дизайнеров. Алюминиевую посуду, которой он заполнен, создал Рассел Райт. Стол и стулья Gazelle (1958), дизайнер Дан Джонсон. Подсвечники сделал дизайнер Алессандро Мендини.

Однако звонивший не сдался. Это был бизнесмен, который приехал в Майами с женой и дочерьми и наткнулся на лапидусовский дом в разделе объявлений о недвижимости. Он коллекционировал дизайнерскую мебель и в стиле 50-х разбирался. Увидев дом своими глазами, убедился – реклама не врала. Больше того – у агентов по недвижимости нашлись чертежи с автографами Лапидуса. 

Комната для завтраков. Стол Sansone II, Cassina, дизайнер Гаэтано Пеше. Стулья тоже придумал Пеше, но для Bernini. Лампа Artemide, дизайнер Микеле де Лукки.

Новый владелец дома обратился к историку архитектуры, Уильяму Кирнсу. Тот ему сначала не поверил, потом пришел в восторг, а позже отправился к Лапидусу. При виде чертежей старик вспомнил-таки, о чем речь. Он и вправду построил этот дом – для своего дантиста, мистера Финна. “Он пригрозил, что будет сверлить мне зуб, пока я не возьмусь за заказ”, – припомнил Лапидус и больше от своего авторства не открещивался.

Одну из комнат хозяева назвали “Флорида”. Здесь стоит софа Safari (1968), Poltronova, дизайн группы Archizoom Associati. На стене — композиция Гаэтано Пеше Pictures in an Exhibition (1997).

Новые владельцы заботливо отреставрировали дом. Несмотря на битые окна и дырявую крышу, там сохранилось много подлинно лапидусовского. Огромный бассейн в центре дома – такой же, как в легендарных отелях. Мозаичные полы. Гостиная площадью 112 метров. 

В центре дома расположен бассейн. Кресла Gyro (1968), дизайнер Эро Аарнио, ASKO.

Подходящая мебель у хозяев уже была – кресла Аарнио и Мендини, скульптуры Гаэтано Пеше. Мебель, выбор которой сам Лапидус полностью одобрил. 

В комнате при бассейне стоит кресло Ribbon (1966), дизайнер Пьер Полен, и висит кресло Bubble (1968) дизайнера Эро Аарнио.

У него была возможность оценить, как все получилось: он умер в 2001-м, в возрасте 98 лет, и перед этим успел наведаться в свое возрожденное творение.

Текст: Аннабел Дэвис-Гофф

Фото: АНИТА КАЛЕРО
опубликовано в журнале №3 март 2004

читайте также

Комментарии