Особняк графа Шереметева в Петербурге

Отель заоблачного класса, предлагающий постояльцу пожить в дворцовых комнатах, которые помнят старинную знать, – вещь редкая, а в России тем более. Но зато лишь у нас эти дворцовые комнаты могут напоминать сразу о двух разных пластах жизни. С одной стороны – “так богачи разлагались и жили”, причем не кто-нибудь, а граф Шереметев. С другой – почти шестьдесят лет в этом особняке размещался ленинградский Дом писателя им. Маяковского. 

Декор Белого зала был тщательно восстановлен.

Декор Белого зала был тщательно восстановлен.

Ахматова, Зощенко, Лозинский, Маршак, Евгений Шварц, молодой Иосиф Бродский, Сергей Довлатов – все они в свое время в графском доме были регулярными гостями. И гостями благодарными. Милостиво подаренный литераторам шереметевский особняк, сохранивший обстановку конца XIX века, позволил посреди “колыбели трех революций” тайком медитировать на тему старого Петербурга дворцов и балов.

Фрагмент знаменитого Белого зала Шереметевского дворца. В его стенах советским писателям приятно было фантазировать о старом Петербурге.

Фрагмент знаменитого Белого зала Шереметевского дворца. В его стенах советским писателям приятно было фантазировать о старом Петербурге.

Историю у дома пестрая: первые строения на его месте появились одновременно с городом, но потом, подвергаясь переделкам, меняли владельцев самым произвольным образом. В 1775-м тут поселился некий гвардии капитан Кожин, в 1789-м – протоиерей Самборский, бритолицый англоман, законоучитель сыновей Павла I. 

Облик зала в советское время: тогда здесь показывали кино.

Облик зала в советское время: тогда здесь показывали кино.

Через девять лет император выкупил дом под административное нужды, а потом подарил его печально известному графу Аракчееву – тот переделал дом под квартиры для офицеров. 

При Шереметеве в доме было, по традиции особняков в стиле эклектики, несколько “цветных” гостиных. Традиция сохраняется и сегодня — в резиденции есть Серебряная, Розовая и Золотая гостиные (на фото).

При Шереметеве в доме было, по традиции особняков в стиле эклектики, несколько “цветных” гостиных. Традиция сохраняется и сегодня — в резиденции есть Серебряная, Розовая и Золотая гостиные (на фото).

Во второй половине XIX века у военного ведомства дом приобрели частные владельцы, успевшие еще пару раз смениться, пока в 1883-м его не купил юный граф Александр Дмитриевич Шереметев.

Серебряная гостиная открывает анфиладу из десяти парадных залов резиденции “Талион Шереметев Палас”.

Серебряная гостиная открывает анфиладу из десяти парадных залов резиденции “Талион Шереметев Палас”.

Не то чтобы графу без этого было негде жить: семейство владело легендарным Фонтанным домом в Петербурге, да и многочисленные городские и загородные усадьбы Шереметевых (включая Кусково и Останкино) тоже никуда не делись. Но Александр Дмитриевич только что женился и мечтал об отдельном доме, где все было бы не старое-родовое, а свое, устроенное под личным приглядом и по собственному вкусу. А хлопоты (как и траты) не очень пугали деятельного и тороватого молодого графа. За оставшиеся до революции годы он успеет выдвинутся на многих и разных поприщах.

Розовая гостиная.

Розовая гостиная.

В графе, во-первых, не дремали гены предков – покровителей театра и музыки. Он и сам немного сочинял, музицировал и дирижировал – и даже снискал некоторое уважение в профессиональных кругах. На свои средства Шереметев содержал капеллу, хор и симфонический оркестр и с щедростью просвещенного барина устраивал то благотворительные, то общедоступные, а то и вовсе бесплатные концерты. 

Так выглядели потолки Мавританского зала после пожара.

Так выглядели потолки Мавританского зала после пожара.

Во-вторых, граф проявлял обескураживающий энтузиазм в области пожарного дела: интересовался передовой техникой, финансировал пожарные бригады, продвигал в массы идеи общественной противопожарной без опасности и издавал журнал “Пожарный”.

Перила парадной лестницы особняка украшены гербом графа Шереметева.

Перила парадной лестницы особняка украшены гербом графа Шереметева.

Сложившиеся к 1880-м невыразительные фасады дома Шереметев сильно менять не стал. Он сосредоточил внимание на интерьерах – их создание поручили архитектору Александру фон Гогену. Чего здесь только не было: “цветные” гостиные (Красная, Золотая, Серебряная) с пышной лепниной и ласкающими взгляд оттенками штофа, готический зал с витражами и резными балками, библиотека с уютной солидностью резного дуба, Мавританский зал с потолком “под Альгамбру” – весь джентльменский набор богатого особняка времен эклектики. Но графу хотелось сохранить в новом особняке и символическую связь с залами Фонтанного дома, знакомыми с детства, – так появилась имитация тамошнего декора в Белом зале.

Архивное фото парадной лестницы.

Архивное фото парадной лестницы.

После революции графский дом занимали Союз рабочих-металлистов, Институт глухонемых, финская секция Совета просвещения национальных меньшинств. В 1932 году шереметьевский дом, наконец, отписали литераторам. Он помнит и самые приятные, и самые печальные страницы жизни ленинградской писательской общественности.

Неоготический зал ресторана — когда-то здесь был ресторан Дома писателя, о котором с удовольствием вспоминал Юрий Олеша.

Неоготический зал ресторана — когда-то здесь был ресторан Дома писателя, о котором с удовольствием вспоминал Юрий Олеша.

Здесь проходили творческие вечера и гражданские панихиды, изысканные кинопоказы и разносные партсобрания, беспечальные застолья и тоскливые официозные мероприятия. О ресторане Дома писателя ходили легенды: здесь можно было запросто встретить всесоюзную литературную знаменитость. Неугодных начальству авторов подвергали порицанию в этих же стенах. Хотя Дом писателя отличался и фрондерством: в 1960-е здесь выставляли художников-нонконформистов, а в 1986-м на волне перестройки тут выступили “Аквариум” и Виктор Цой.

Библиотека дворца пользовалась особой любовью советских писателей — там сохранялись подшивки дореволюционных журналов.

Библиотека дворца пользовалась особой любовью советских писателей — там сохранялись подшивки дореволюционных журналов.

В 1993-м дом, который любовно обустраивал титулованный любитель пожарного дела, сгорел. Долгие годы его остатки стояли заброшенными. Но в 2001-м с одобрения городских властей дом взялась восстанавливать (уже как резиденцию класса люкс) компания “Талион” (ее предыдущим проектом такого рода был дом Елисеева на углу Мойки и Невского – Дом искусств, или “Диск”, где питерские литераторы собирались в 1920-е). 

Вид на апартаменты “Галерея”. За ширмой в дальнем конце зала прячется кровать.

Вид на апартаменты “Галерея”. За ширмой в дальнем конце зала прячется кровать.

Воссозданы интерьеры парадных залов и гостиных (даже те, что были утрачены еще в советское время), а в пространстве жилых комнат расположились семь апартаментов. Переделка на свой лад революционная. 

Гостиная в апартаментах “Галерея” обставлена деликатно подобранной мебелью в классическом стиле.

Гостиная в апартаментах “Галерея” обставлена деликатно подобранной мебелью в классическом стиле.

Но дому, в котором за двести пятьдесят лет побывали и конторы, и казенные квартиры, и Союз рабочих-металлистов, не привыкать. Он, видимо, живет под девизом рода Шереметевых: Deus conservat omnia – “Бог сохраняет все”. Никто же не говорит, что сохраняет все непременно неизменным.

Спальня в апартаментах “Галерея”. Всего апартаментов в Шереметевском дворце сегодня семь.

Спальня в апартаментах “Галерея”. Всего апартаментов в Шереметевском дворце сегодня семь.

Текст: Сергей Ходнев

Комментарии