Театр Гонзага в Архангельском

В 2004 году после реставрации открылся театр Гонзага в Архангельском, один из немногих сохранившихся театров XVIII века. Мы извлекли из архивов статью, которую для декабрьского номера AD 2004 написал маститый журналист Сергей Ходнев из "Коммерсанта". Кстати, 23 и 24 июня в этот театр можно сходить и послушать "Дидону и Энея" Пёрсела. 

Театр Гонзага в Архангельском

Купив в 1810-м “село Архангельское с прилегающими деревнями”, князь Николай Юсупов тут же распорядился построить в новой вотчине театр. Его проектировали и Осип Бове, и Евграф Тюрин (автор Елоховского собора); но больше всех потрудился знаменитый театральный художник Пьетро ди Готтардо Гонзага. Богатейший вельможа не пожалел денег на первоклассное техническое оснащение своей “прихоти ученой”, но куда пуще машинерии славились “двенадцать перемен декораций”, созданные Гонзага для этого театрика.

Театр Гонзага в Архангельском


Драматург Нестор Кукольник в 1837-м пустил анекдот: будто бы узнав, что живопись Гонзага “столь же быстро осыпается, как разноцветные украшения на крыльях мотылька”, Юсупов из предосторожности воспретил устраивать в новом театре спектакли. Глупость, конечно. Превращать театр в музей Гонзага? Для этого Николай Борисович слишком любил свой театр. И в особенности, если говорить начистоту, свой балет – “юные нимфы терпсихорины” из крепостной труппы не только танцевали контрдансы да менуэты, но и служили вельможе самым натуральным гаремом. Так что в театре Гонзага вовсе не задумывалось никакой “поэзии запустения”. Там должно было быть очень, очень весело. 

Когда место князя заняло Минобороны СССР, началась именно поэзия запустения. К 1996-му, когда Министерство обороны отказалось от Архангельского, театр был руиной, но уже в 1998-м новое музейное руководство начало первые реставрационные работы. Хотя театр Гонзага – только частица процесса реставрации усадьбы, но частица приоритетная. Именно под его восстановление музей получал отечественные и зарубежные гранты.
Театр Гонзага в Архангельском

Двадцать две ложи, хитроумные пропорции коробки сцены, строгость и чистота очертаний. Цветовое решение – холодное: белизна, разбавленная блекло-мраморными стволами колонн и голубым бархатом сидений. Введи реставраторы в это нейтральное спокойствие оживляж и красивости, театр бы пропал: зайти, повертеть головой и уйти. Но они не ввели, и потому театр – не нудный музейный экспонат, а занимательная княжеская игрушка. Такого живого театрального пространства в Московской области больше не сыскать – заложенные в него архитекторами трюки работают. Так что и в отсутствие крепостного балета здесь весело. Очень, очень весело.

Фото: Михаил Степанов, архив музея-усадьбы "Архангельское"

Комментарии