Дом по проекту Ричарда Мейера

Обычно люди хотят иметь большие дома – чем больше, тем лучше, так уж сознание устроено. Заказчик дома знаменитого архитектора Ричарда Мейера – человек необычный. Сначала он приобрел небольшой участок земли на берегу океана – где же еще строить дом в Калифорнии? Потом другой, соседний, с каким-то сараем “под снос”. 

Дом по проекту Ричарда Мейера

А когда ему снова предложили кусок земли неподалеку – мол, берите все, – неожиданно отказался: “Мне нужен дом площадью четыреста метров, с четырьмя спальнями – этого вполне достаточно, чтобы здесь отдыхать и принимать гостей. А на оставшейся земле пусть будет сад”.

Гостиная — главная комната дома. Отсюда можно выйти на террасу и в сад. Дизайном интерьера занималась Роуз Тарлоу. “Я использовала минимум мебели, самой простой — не хотелось смазывать впечатление от архитектуры Мейера”, — говорит она. Обеденный стол в этой комнате и письменный стол в кабинете спроектированы Ричардом Мейером.

Гостиная — главная комната дома. Отсюда можно выйти на террасу и в сад. Дизайном интерьера занималась Роуз Тарлоу. “Я использовала минимум мебели, самой простой — не хотелось смазывать впечатление от архитектуры Мейера”, — говорит она. Обеденный стол в этой комнате и письменный стол в кабинете спроектированы Ричардом Мейером.

Ричард Мейер, всегда любивший частные заказы, взялся за работу с энтузиазмом. Задача была интересная – спроектировать дом, открытый природе и в то же время защищенный от любопытных глаз. Сад, разбитый перед домом, Мейер обнес высокой стеной из матового стекла. Главный корпус стоит вдоль восточной границы участка, а на западе он замыкается блоком из гаража и одной из гостевых спален.

Столовая — небольшая зона, выделенная в двусветной гостиной. Над ней — криволинейная стена кабинета, расположенного на втором этаже. Под потолком — скульптура-мобиль Александра Калдера.

Столовая — небольшая зона, выделенная в двусветной гостиной. Над ней — криволинейная стена кабинета, расположенного на втором этаже. Под потолком — скульптура-мобиль Александра Калдера.

Фирменный знак архитектуры Мейера – игра пространствами. И в этом доме без нее не обошлось: входная дверь ведет не в вестибюль, а в узкий замкнутый дворик. В противоположном конце – еще одна дверь. Открыв ее, вы наконец-то попадаете в дом – вернее, в длинный узкий проход, который “стреляет” через все здание и завершается видом на океан. Этот коридор ведет в большую двусветную гостиную: ее остекленные окна выходят на открытую террасу на самом берегу. Владелец дома коллекционирует современное искусство, и в центре комнаты висит, слегка покачиваясь на ветру, один из главных экспонатов его собрания – скульптура-мобиль работы Александра Калдера (1947).

Закругленная стена отделяет кабинет от остального дома, а огромные окна открывают вид на океан.

Закругленная стена отделяет кабинет от остального дома, а огромные окна открывают вид на океан.

Справа от коридора находятся кухня и примыкающая к гостиной столовая, тоже двусветная. Слева – лестница, ведущая к двум хозяйским спальням. Они расположены непосредственно друг над другом и практически неотличимы одна от другой. Правда, у спальни на втором этаже есть балкон. 

Между кабинетом и спальней проложен мостик из матового стекла.

Между кабинетом и спальней проложен мостик из матового стекла.

Верхняя площадка лестницы тоже сделана из матового стекла: полупрозрачный мостик соединяет спальню и кабинет хозяина. Стена кабинета – едва ли не единственная криволинейная поверхность в доме. Эффектная пространственная дуга огибает комнату, вонзается в стену и прорывается наружу, образуя еще один балкон на втором этаже. А на первом закругленный угол кабинета выходит в столовую.

Хозяйская спальня на втором этаже. Еще одна — почти такая же, но без балкона, — находится внизу, прямо под этой. Обе спальни расположены в восточной части дома и “обеспечены” видом на Тихий океан. Кровать, стол и тумбочки сделаны из клена. Кресло и оттоманка Womb, дизайнер Эро Сааринен.

Хозяйская спальня на втором этаже. Еще одна — почти такая же, но без балкона, — находится внизу, прямо под этой. Обе спальни расположены в восточной части дома и “обеспечены” видом на Тихий океан. Кровать, стол и тумбочки сделаны из клена. Кресло и оттоманка Womb, дизайнер Эро Сааринен.

Главные архитектурные достоинства этого дома, собранного из простых геометрических элементов, – пропорциональность и идеальный баланс глухих стен и оконных проемов. Самым заметным элементом “декора” можно считать тени, которые отбрасывают балконы и террасы с узкими горизонтальными решетками. Белый цвет стен, еще одна визитная карточка Мейера, контрастирует с зеленью газона и синевой океана.

Дом состоит из основного корпуса и гостевого блока с гаражом. Между ними — терраса.

Дом состоит из основного корпуса и гостевого блока с гаражом. Между ними — терраса.

Мебель в доме очень проста, многие предметы были спроектированы самим Мейером: “Я стремился к тому, чтобы в доме не было ничего лишнего – только свет, воздух и пространство”. Заказчик, похоже, тоже получил именно то, что хотел: “Для коллекции современного искусства не найти места лучше, чем дом, который построил настоящий художник”.

Входная дверь ведет в узкий замкнутый двор. В дальнем конце дворика — дверь, сквозь которую открывается вид на Тихий океан.

Входная дверь ведет в узкий замкнутый двор. В дальнем конце дворика — дверь, сквозь которую открывается вид на Тихий океан.

Текст: Джозеф Джованинни

Фото: СКОТТ ФРЭНСИС
опубликовано в журнале №3 март 2003

Комментарии