Дом в Литце

Найти дом, расположенный в глубине леса в окрестностях австрийского городка Литц, оказалось непросто – кроме пеших туристов и велосипедистов, изучающих берега Дуная, здесь мало кто бывает. 

Вид на восточный фасад дома, построенного Гернотом Хертлем. Терраса сделана из древесины ореха, стены обшиты медью.

Вид на восточный фасад дома, построенного Гернотом Хертлем. Терраса сделана из древесины ореха, стены обшиты медью.

Помог человек, сидевший за соседним с нами столиком в придорожном ресторане. На вопрос про “медный дом в старом питомнике” он задумчиво кивнул: “Да, на акулу похож”. И объяснил, как проехать.

Центральное помещение дома — гостиная и столовая одновременно. Стол из массива ореха принадлежал отцу нынешнего хозяина. Люстра куплена на аукционе eBay.

Центральное помещение дома — гостиная и столовая одновременно. Стол из массива ореха принадлежал отцу нынешнего хозяина. Люстра куплена на аукционе eBay.

Для местных жителей архитектура этого дома загадка – они такой раньше не встречали. Для хозяев же – воплощение их давних замыслов. Они жили в Литце с 1991 года и все время хотели перебраться поближе к природе. 

Кухонный блок со столешницей из черного мрамора сделан по дизайну Гернота Хертля.

Кухонный блок со столешницей из черного мрамора сделан по дизайну Гернота Хертля.

На опушке леса нашли живописный участок – длинный полуовал. Здесь, среди орешника и смородины, хозяин решил разместить небольшую пасеку и одновременно построить дом для своей семьи.

Дочь хозяев у выхода в сад, который дополнительно освещен неоновым потолочным светильником.

Дочь хозяев у выхода в сад, который дополнительно освещен неоновым потолочным светильником.

Архитектора Гернота Хертля хозяева нашли в интернете. Выбрали его потому, что выстроенные им дома показались на удивление разнообразными. “Я понял, что этот архитектор внимательно относится к диалогу с заказчиком”, – говорит хозяин.

Галерея на втором этаже, где расположены спальня родителей и детская. Стены выкрашены в цвет слоновой кости.

Галерея на втором этаже, где расположены спальня родителей и детская. Стены выкрашены в цвет слоновой кости.

У владельцев было четкое представление о том, каким они хотели бы видеть свой дом. Во-первых, им нужно было большое общее пространство – для приема многочисленных гостей и родственников. 

Спальня хозяев дома. Кровать из массива ореха изготовлена по эскизам архитектора.

Спальня хозяев дома. Кровать из массива ореха изготовлена по эскизам архитектора.

Во-вторых, они стремились открыть дом окружению. Но, конечно, решающую роль играло хобби владельца: для его занятий пчеловодством в доме выделили специальную зону с отдельным входом. 

Окна детской комнаты смотрят на лес.

Окна детской комнаты смотрят на лес.

Внешне здание должно было быть непритязательным и суровым – опять же, чтобы не спорить с окружением. Последнее пожелание – чтобы уборка занимала как можно меньше времени – высказала хозяйка.

Пасека. Увлечение хозяина пчеловодством подсказало архитектору общий колорит дома.

Пасека. Увлечение хозяина пчеловодством подсказало архитектору общий колорит дома.

Практически квадратное в плане здание Хертль построил из дерева, изнутри обшил его гипсокартоном, а снаружи – медью. Оконные проемы расположены на фасаде динамично и прихотливо – сделано это не только для эффектности, но и для того, чтобы обеспечить всем помещениям лучшие виды. В сторону деревни обращен закрытый фасад, к лесу – открытый. Дом окружен лугом: растущие на нем цветы обеспечивают питание пчелам.

Перед домом есть пруд — летом здесь купаются, зимой устраивают каток.

Перед домом есть пруд — летом здесь купаются, зимой устраивают каток.

Интерьер оформлен Хертлем по принципу “меньше – значит лучше”. Материалов немного, и все они, от древесины ореха до линолеума, подобраны в единой цветовой гамме – медово-кремовой.

Вид дома с юго-востока.

Вид дома с юго-востока.

Мебель собралась из разных мест: кухню спроектировал Хертль, обеденный стол – семейная реликвия хозяев, светильники куплены в интернете на eBay.

Вид дома с севера.

Вид дома с севера.

Проектируя такой дом, легко было впасть в “буквализм”: понастроить комнаты-соты и посадить на крышу скульптурную пчелу. Гернот Хертль, ученик знаменитого деконструктивиста Гюнтера Доминика, этой ошибки не сделал: дом, который у него получился, на медовую тему лишь намекает – колоритом, закрытым, как улей, объемом. И экологичностью: постройка напичкана новейшими энергосберегающими технологиями. В общем, чистый мед: и глазу приятно, и для здоровья полезно.

Вид дома с северо-запада.

Вид дома с северо-запада.

Текст: Оливер Ике

Фото: ГРАЦИЯ ИКЕ-БРАНКО
опубликовано в журнале №10 (56) октябрь 2007

Комментарии