Поместье в Бельгии

Аксель Вервордт

У голландского архитектора и дизайнера Акселя Вервордта интересный подход к работе. “Я подбираю в интерьеры мебель и элементы декора так же, как хорошая хозяйка приглашает гостей на прием, – говорит он. – Мало быть богатым и знаменитым. У каждого гостя должен быть свой характер, своя “функция” в обществе – тогда между ними, возможно, будет интересное общение”. Усадьба, которую Вервордт построил для одной голландской семейной пары неподалеку от Антверпена, позволяет получить полное представление о его умении “собирать гостей”.

Фасады дома, построенного Акселем Вервордтом, облицованы старинным кирпичом. Парк разбит знаменитым бельгийским ландшафтным архитектором Жаком Вирцем.

Фасады дома, построенного Акселем Вервордтом, облицованы старинным кирпичом. Парк разбит знаменитым бельгийским ландшафтным архитектором Жаком Вирцем.

При первом взгляде на дом и сад, разбитый прославленным бельгийским ландшафтным архитектором Жаком Вирцем, кажется, что усадьба стоит на этом месте уже не один век. На самом деле все сделано заново. Однако новоделом здесь ничто не назовешь – на всем лежит благородная патина.

Вход из гостиной в библиотеку. На полу — антикварная доска из Лувра. Кресло с основанием эпохи Людовика XIII и регулируемой спинкой.

Вход из гостиной в библиотеку. На полу — антикварная доска из Лувра. Кресло с основанием эпохи Людовика XIII и регулируемой спинкой.

Дело в том, что Вервордт в своей работе всегда тщательно смешивает новое и старое. “Я не могу строить обычный новодел “под XVIII век” – это была бы пошлая подделка. Я реставрирую старые вещи, давая им новую жизнь”. Просто набить комнаты антиквариатом – тоже слишком скучно. Поэтому Вервордт компилирует, и в доме, который он построил, граница между прошлым и настоящим стерта.

Ореховые панели на стенах библиотеки когда-то украшали французскую аптеку. У барочного стола — стулья XVII века: на кожаные валики принято было опираться, наблюдая за игрой в карты.

Ореховые панели на стенах библиотеки когда-то украшали французскую аптеку. У барочного стола — стулья XVII века: на кожаные валики принято было опираться, наблюдая за игрой в карты.

Антикварная в доме не только обстановка, но и конструктивные элементы. Стены облицованы кирпичом от старых фламандских домов. На полу столовой лежат доски XVII века, которые Аксель Вервордт купил во время реконструкции одного из флигелей Лувра. Оттуда же часть потолочных балок. 

Парадная столовая. Стулья, буфет и люстра — французские, XVIII век.

Парадная столовая. Стулья, буфет и люстра — французские, XVIII век.

Стеновые панели в библиотеке когда-то покрывали стены аптеки. В сочетании со старинной мебелью и ее творчески переработанными копиями это создает эффект стилистического единства.

Главная кухня (всего их в доме три). Здесь семья обедает, когда нет гостей. Светильник и кресла XVIII века; плита, La Cornue.

Главная кухня (всего их в доме три). Здесь семья обедает, когда нет гостей. Светильник и кресла XVIII века; плита, La Cornue.

По-настоящему важно в этой усадьбе то, как архитектор учел характер места. Голландцы всегда гордились необычным светом, которым отличается их страна и который так хорошо знаком миру по полотнам Вермеера, Снейдерса или Халса. 

Гостевая спальня. Рисунок паркета Вервордт “позаимствовал” в Версале. Резная панель из сосны, обрамляющая кровать, — антикварная, из Франции.

Гостевая спальня. Рисунок паркета Вервордт “позаимствовал” в Версале. Резная панель из сосны, обрамляющая кровать, — антикварная, из Франции.

Чтобы отдать местному освещению должное, Вервордт сделал в доме большие окна (почти во всех комнатах они выходят на две стороны), стеклянные двери на террасы и оставил многие проемы в интерьере открытыми. В доме три террасы для разного времени суток – каждая оптимально освещена в определенные часы.

В гостевом туалете установлена антикварная раковина из каррарского мрамора.

В гостевом туалете установлена антикварная раковина из каррарского мрамора.

Светлые стены, потертая мебель, старый паркет, на смену которому в некоторых помещениях приходят характерные черно-белые каменные плиты. Свет, струящийся из окон. Интерьеру этого дома и правда место на полотнах голландских живописцев XVII века. Которых, кстати, хозяева дома очень любят и коллекционируют.

На террасе дома стоит садовая мебель, спроектированная Акселем Вервордтом.

На террасе дома стоит садовая мебель, спроектированная Акселем Вервордтом.

Текст: Дж. У. Дрянский
Стилист: Каролина Ирвинг

Фото: АЛЕКСАНДР БАЙАШ
опубликовано в журнале №7 (53) июль 2007

Комментарии