Дворец Умаид Бхаван в Раджастхане

Рассказывая о чудесах далекой Индии, где “не счесть алмазов в каменных пещерах” и “жемчужин в море полуденном”, индийский гость забыл упомянуть архитектуру своей родины. Особенно – Раджастхана, штата на севере страны, который знаменит тремя “цветными” городами: “золотым” Джайсалмером, “розовым” Джайпуром и “синим” Джодхпуром. 

Строительство дворца Умаид Бхаван началось в 1929 году по заказу махараджи Умаида Сингха. В 1972 году здесь открыли отель.

Строительство дворца Умаид Бхаван началось в 1929 году по заказу махараджи Умаида Сингха. В 1972 году здесь открыли отель.

До того как в 1970-м правительство Индиры Ганди урезало привилегии махараджей, Раджастхан был поистине сказочной страной, застроенной, казалось, одними дворцами. Теперь многие из них стали отелями, в том числе и дворец Умаид Бхаван.

Дворец-отель окружает великолепный парк в десять с половиной гектаров — почти половину этой площади занимают газоны.

Дворец-отель окружает великолепный парк в десять с половиной гектаров — почти половину этой площади занимают газоны.

Строительство Умаид Бхавана неподалеку от “синего” города Джодхпура началось в 1929 году. Заказчиком был махараджа Умаид Сингх. Юноша (махарадже в то время был всего двадцать один год) живо интересовался европейской культурой и поэтому строить свой дворец пригласил англичанина Генри Ленчестера. Проект Ленчестера, который был не только практикующим архитектором, но и историком искусства, объединял в себе черты традиционной индийской архитектуры и стиля ар-деко.

Зона рецепции и обслуживания клиентов отеля.

Зона рецепции и обслуживания клиентов отеля.

Дворец строился целых шестнадцать лет – и все это время обеспечивал рабочие места пяти тысячам жителей Раджастхана, спасая их от последствий засухи и неурожая. 

Высота купола в центральном парадном зале дворца-отеля Умаид Бхаван — сорок метров.

Высота купола в центральном парадном зале дворца-отеля Умаид Бхаван — сорок метров.

Оригинальными были конструкции Умаид Бхавана: он возведен без использования цемента, все блоки вырезаны из камня и соединены друг с другом с помощью системы пазов. Блоки эти, кстати, возили из каменоломни на специальном поезде. 

Вестибюль главного входа отеля Umaid Bhawan Palace.

Вестибюль главного входа отеля Umaid Bhawan Palace.

Здание получилось огромным – на момент постройки дворец с его тремястами сорока семью комнатами и парадным залом высотой сорок метров был самой большой жилой резиденцией в мире. 

“Рисала” — главный ресторан отеля, где подают блюда европейской и раджастханской кухни.

“Рисала” — главный ресторан отеля, где подают блюда европейской и раджастханской кухни.

Ему также суждено было стать последним “великим дворцом” Индии: позднейшему строительству помешали Вторая мировая война и обретение страной независимости.

Гостиная в сьюте “Махарани” оформлена в розовых тонах — и в стиле ар-деко.

Гостиная в сьюте “Махарани” оформлена в розовых тонах — и в стиле ар-деко.

Интерьер вместе с Ленчестером разрабатывал поляк Стефан Норблин. Созданное им “индийское ар-деко” стало декорациями для вполне традиционного уклада жизни: во дворце, к примеру, были предусмотрены отдельные мужская и женская половины.

Один из сьютов отеля, “Махарани” — бывшая спальня супруги махараджи. Над кроватью — изображение богини Кали.

Один из сьютов отеля, “Махарани” — бывшая спальня супруги махараджи. Над кроватью — изображение богини Кали.

С традициями было покончено в 1972 году, когда сын Умаида Сингха, махараджа Гадж Сингх, принял решение открыть в Умаид Бхаван отель. Дом поделили: в одном из крыльев до сих пор живет хозяин с семьей, в другом расположился небольшой музей. Ну а центральная, самая роскошная часть как раз и стала отелем Umaid Bhawan Palace. 

На террасе перед дворцом под портиком с гигантскими колоннами находится зона для “уединенных” обедов.

На террасе перед дворцом под портиком с гигантскими колоннами находится зона для “уединенных” обедов.

Спальни махараджи и махарани теперь – главные сьюты, на частной террасе посреди заросшего бугенвиллеями сада подают обеды постояльцам. Самая большая в Индии хрустальная люстра, мраморный зал для игры в сквош... В “каменные пещеры” махараджи нынче есть доступ. Можно рискнуть и попробовать пересчитать алмазы.

Служащие отеля одеты в национальные костюмы, по газонам бродят павлины.

Служащие отеля одеты в национальные костюмы, по газонам бродят павлины.

Текст: Биби Жекс

Фото: ГИ ЭРВЕ

Комментарии