Шато де Барбантан в Провансе

В списке кандидатов на звание “рая на земле” Прованс занимает одно из первых мест. Древнеримская provincia (отсюда и название) всегда славилась своим вином, едой, мягким климатом, живописной охрой холмов, синевой лавандовых полей – и архитектурой. 

Фасад шато де Барбантан — смесь дворца Большой Трианон в Версале и итальянских палаццо.

Фасад шато де Барбантан — смесь дворца Большой Трианон в Версале и итальянских палаццо.

Чего здесь только нет: римские руины, средневековые города (в том числе древняя столица папства Авиньон), вангоговские “виноградные” деревни под Арлем. И, конечно, наследие “галантного” века – дворцы вельмож эпохи трех последних Людовиков.

Во время Французской революции маркиз де Барбантан покрасил часть мебели в черный цвет — в знак траура по казненному королю Людовику XVI.

Во время Французской революции маркиз де Барбантан покрасил часть мебели в черный цвет — в знак траура по казненному королю Людовику XVI.

Шато де Барбантан – как раз из таких. Семья де Барбантан начала строить провансальскую резиденцию в 1654 году, но закончился первый этап работ только в 1674-м, в разгар правления Людовика XIV. 

Овальная ротонда провансальского шато де Барбантан украшена мраморными статуями и семейными портретами.

Овальная ротонда провансальского шато де Барбантан украшена мраморными статуями и семейными портретами.

Как тогда было принято, Барбантаны сделали свою резиденцию максимально похожей на монаршие: современники сравнивали шато де Барбантан с Большим Трианоном, одним из дворцов Версальского парка.

Среди мебели в ротонде есть кушетка эпохи Регентства.

Среди мебели в ротонде есть кушетка эпохи Регентства.

По-настоящему дворец расцвел еще через сотню лет, при Людовике XV. Тогдашний владелец дома, Жозеф Пьер Бальтазар де Пюже, маркиз де Барбантан, был посланником короля в Тоскане. Путешествия во Флоренцию привили ему страсть к тамошней архитектуре, и он решил итальянизировать свое шато. С 1768-го по 1788 год из Флоренции в Барбантан перевезли тонны мраморных плит и статуй, а местные краснодеревщики научились шустро стилизовать свои работы по итальянским образцам.

Вид из холла на парадную столовую шато де Барбантан.

Вид из холла на парадную столовую шато де Барбантан.

Конец великой стройке положила Великая французская революция. Шато де Барбантан повезло – оно избежало разрушения, а его хозяева – гильотины, но им было уже не до интерьеров. Хотя семейная страсть к дизайну была так сильна, что даже политический протест маркиз де Барбантан выразил декоративно. После казни Людовика XVI он покрасил часть мебели в гостиной в черный цвет – и не преминул повсюду раструбить о своей дерзости.

Парадная лестница, ведущая на второй этаж, выполнена в стиле Людовика XV. Ее балюстрада сделана из кованого чугуна. Пол отделан плитами серого и кремового мрамора.

Парадная лестница, ведущая на второй этаж, выполнена в стиле Людовика XV. Ее балюстрада сделана из кованого чугуна. Пол отделан плитами серого и кремового мрамора.

Шато и сегодня остается семейным домом, чем нынешний маркиз Анри де Пюже де Барбантан справедливо гордится. Деньги на содержание шато он зарабатывает, пуская в дом туристов. Маркиз лично проводит экскурсии, рассказывая исторические анекдоты и указывая посетителям на разнообразие сортов мрамора, чугунную ковку большой лестницы, семейные портреты, фарфоровые безделушки и разношерстную мебель эпохи Людовиков и Регентства. 

В одной из спален шато сохранились кровать и кресло эпохи Регентства, а также старая кукла — тоже семейная реликвия.

В одной из спален шато сохранились кровать и кресло эпохи Регентства, а также старая кукла — тоже семейная реликвия.

Когда маркиза спрашивают о будущем шато – не беспокоит ли его судьба семейного гнезда в бурном современном мире – он отвечает: “В Провансе говорят: если мужчина хорошо танцует карманьолу, наш народный танец, – он будет отличным мужем и крепким хозяином. Мой сын карманьолу танцует великолепно, так что мне не о чем волноваться”. 

Одна из мраморных ваз, которые маркиз де Барбантан привез из Италии в 1780-х.

Одна из мраморных ваз, которые маркиз де Барбантан привез из Италии в 1780-х.

Текст: Барбара Стоэлти

Фото: Рене Стоэлти
опубликовано в журнале №9 сентябрь 2005

Комментарии