Дача на берегу Волги

В советское время в поселке Старое Мелково, что расположен по дороге из Москвы в Петербург, находился крупнейший зверосовхоз – здесь выращивали песца, норку и других “меховых”. Чтобы привлечь к этому труду молодых специалистов, государство выдавало им жилье тут же, прямо на берегу Волги. 

Гостиная. Камин из старых купеческих печных изразцов, купленных в Измайлово. Шезлонг из металла и кожи и диван английской марки Halo куплены в Москве в салоне Home Concept. На полу — шерстяной кавказский ковер из Измайлово. На стенах развешаны азиатские наты из коллекции хозяина.

Гостиная. Камин из старых купеческих печных изразцов, купленных в Измайлово. Шезлонг из металла и кожи и диван английской марки Halo куплены в Москве в салоне Home Concept. На полу — шерстяной кавказский ковер из Измайлово. На стенах развешаны азиатские наты из коллекции хозяина.

Лет десять назад инвестор Константин Лапочкин купил у одного из бывших сотрудников совхоза участок со старым домом из белого силикатного кирпича и построил на его месте новый – двухэтажный, из сруба реликтовой красной лиственницы, с собственным выходом к реке. “Большая вода и зимой и летом дает ощущение простора”, – говорит он.

Семья Лапочкиных — Константин, его жена Мария, их сын Николай и джек-рассел по кличке Зена.

Семья Лапочкиных — Константин, его жена Мария, их сын Николай и джек-рассел по кличке Зена.

Лапочкин настойчиво называет свое жилище дачей, а не загородным домом и объясняет это так: “В бытовых привычках я нахожусь в плену предпочтений советской эпохи: квартира в центре города и дача за его пределами, где не все доведено до конца, хаотично расставлены вещи, которые никуда больше не поместились, и где все время можно что-то делать своими руками. “Дом” предполагает безукоризненность и вылизанность, а мне нравится винтажность и потертость”.

Стулья — реплика 1930‑х годов знаменитого стула “Дуга, топор и рукавицы” мастера-резчика Василия Шутова, который был представлен на Всероссийской промышленной выставке в 1872 году и куплен Александром III. Деревянный стол также начала XX века Константин купил к стульям на аукционе в Прибалтике.

Стулья — реплика 1930‑х годов знаменитого стула “Дуга, топор и рукавицы” мастера-резчика Василия Шутова, который был представлен на Всероссийской промышленной выставке в 1872 году и куплен Александром III. Деревянный стол также начала XX века Константин купил к стульям на аукционе в Прибалтике.

Представление Константина об идеальной даче воплотилось в интерьере дома – работу над ним хозяин не прекращает по сей день. Дело в том, что Константин – знаток и страстный любитель культуры и искусства Юго-Восточной Азии.

Столовая. Обеденный стол в колониальном стиле из тика, начало XX века. Увидев этот старый деревянный стул в Таиланде, Константин попросил местных мастеров сделать еще пять таких же. Сосуд на столе — хсун-ок — для ритуальных подношений пищи в храме, выполнен из тика, покрыт лаком и золотом. Над столом висит бамбуковое коромысло с двумя плетеными корзинами для риса.

Столовая. Обеденный стол в колониальном стиле из тика, начало XX века. Увидев этот старый деревянный стул в Таиланде, Константин попросил местных мастеров сделать еще пять таких же. Сосуд на столе — хсун-ок — для ритуальных подношений пищи в храме, выполнен из тика, покрыт лаком и золотом. Над столом висит бамбуковое коромысло с двумя плетеными корзинами для риса.

Практически все предметы, которыми беспорядочно, как и хотел Лапочкин, заполнено пространство, он покупает именно там, на антикварных рынках и в лавках. Чего здесь только нет: деревянная мебель, в основном из тика, предметы декора – старинные будды из папье-маше, хсун-ок (сосуды для подношения Будде), наты, или хорнеры (традиционные маски с рогами – добрые духи, служащие оберегами). 

На стене — тайское панно из резного тика. Современный винный шкаф из каучукового дерева куплен в Таиланде, сверху — американская лампа 1930‑х годов из стекла и металла. На столе — самовар фабрики Баташева конца XIX века; чайник, ИФЗ; чашки с блюдцами расписаны художниками Виноградовым и Дубосарским.

На стене — тайское панно из резного тика. Современный винный шкаф из каучукового дерева куплен в Таиланде, сверху — американская лампа 1930‑х годов из стекла и металла. На столе — самовар фабрики Баташева конца XIX века; чайник, ИФЗ; чашки с блюдцами расписаны художниками Виноградовым и Дубосарским.

К слову, наты, увиденные Константином впервые на севере Таиланда, в Чиангмае, стали для него предметом коллекционирования. Сейчас на стенах дачи их висит уже около семидесяти.

В прихожей висит зеркало с изображением мифических героев из бирманского фольклора, выполненное из тика в 1970-х годах. В верхней части зеркала — легендарное животное, соединяющее в себе одновременно слона, дракона, льва, лошадь и карпа. Оно же является талисманом авиакомпании Myanmar Airways International. Современная настольная лампа из патинированного металла куплена в Москве.

В прихожей висит зеркало с изображением мифических героев из бирманского фольклора, выполненное из тика в 1970-х годах. В верхней части зеркала — легендарное животное, соединяющее в себе одновременно слона, дракона, льва, лошадь и карпа. Оно же является талисманом авиакомпании Myanmar Airways International. Современная настольная лампа из патинированного металла куплена в Москве.

Константин уверенно говорит о бирманском происхождении большей части своей мебели, хоть и покупал он ее в Таиланде. С середины XIX века Бирма была колонией Великобритании, и жившие там англичане заказывали для себя мебель привычных форм у местных мастеров. 

Фрагмент коридора. Китайский резной алтарный стол из тика мог стоять в храме или жилом доме. Сверху — будды XVIII–XIX веков из папье-маше. Китайский стул из вяза; керосиновая лампа, приспособленная под электричество.

Фрагмент коридора. Китайский резной алтарный стол из тика мог стоять в храме или жилом доме. Сверху — будды XVIII–XIX веков из папье-маше. Китайский стул из вяза; керосиновая лампа, приспособленная под электричество.

В 1948 году страна обрела независимость, а все те специально изготовленные предметы интерьера из домов колонизаторов перекочевали в руки предприимчивых тайцев, которые стали их реставрировать, а затем продавать. 

Фрагмент коридора. Картина неизвестного русского художника XVIII века — подарок на свадьбу от друзей Константина. Деревянная консоль с бирманскими коробками из бамбука, покрытыми лаком, — в зависимости от размера и формы они предназначены для подношений в храм, хранения одежды или тонизирующих листьев бетеля, которые в тех краях принято жевать.

Фрагмент коридора. Картина неизвестного русского художника XVIII века — подарок на свадьбу от друзей Константина. Деревянная консоль с бирманскими коробками из бамбука, покрытыми лаком, — в зависимости от размера и формы они предназначены для подношений в храм, хранения одежды или тонизирующих листьев бетеля, которые в тех краях принято жевать.

Сегодня рынок заполнен большим количеством копий, но Константину на протяжении многих лет удается находить оригинальные и редкие вещи. 

Хозяйская спальня. Новодельная бирманская кровать из тикового дерева с резьбой. Китайский прикроватный деревянный столик, лампа с основанием из бамбукового хсун-ока. Китайская вешалка для одежды, середина XX века.

Хозяйская спальня. Новодельная бирманская кровать из тикового дерева с резьбой. Китайский прикроватный деревянный столик, лампа с основанием из бамбукового хсун-ока. Китайская вешалка для одежды, середина XX века.

Они успешно сочетаются в интерьере его дома со старыми шерстяными кавказскими коврами с барахолки в Измайлово, ленинградским фарфором и небольшим количеством современных дизайнерских предметов из московских магазинов.

Терраса дома. Бирманский колониальный антикварный стол и современные стулья, заказанные в Таиланде. Легкие колокольчики c привязанными к язычкам пластинами из фольги хозяин повесил, следуя тайской традиции: их используют в храмах. При малейшем порыве ветра они издают мелодичный звон.

Терраса дома. Бирманский колониальный антикварный стол и современные стулья, заказанные в Таиланде. Легкие колокольчики c привязанными к язычкам пластинами из фольги хозяин повесил, следуя тайской традиции: их используют в храмах. При малейшем порыве ветра они издают мелодичный звон.

Следует признать, что экзотический азиатский характер дома Лапочкиных нисколько не диссонирует с окружающим его русским волжским пейзажем. Кажется, именно здесь наконец-то Россия–Европа и Россия–Азия объединяются в гармоничном союзе.

Антикварное бирманское “кресло плантатора” из тикового дерева с двойными подлокотниками, нижние части которых выдвигаются вперед и соединяются друг с другом таким образом, что на них становится возможным положить вытянутые ноги. Тайские подушки из Чиангмая. Поднос из тика, покрытого лаком бирманского лакового дерева Melanorrhoea usitata.

Антикварное бирманское “кресло плантатора” из тикового дерева с двойными подлокотниками, нижние части которых выдвигаются вперед и соединяются друг с другом таким образом, что на них становится возможным положить вытянутые ноги. Тайские подушки из Чиангмая. Поднос из тика, покрытого лаком бирманского лакового дерева Melanorrhoea usitata.

Текст: Карина Ерицян
Стилист: Наталья Онуфрейчук 

Фото: андреа мартирадонна
опубликовано в журнале №5 (139) Май 2015

Комментарии