Вилла в Бергене, 300 м²

История этой виллы под Бергеном началась с детских воспоминаний хозяев – Яна Сем-Олсена и Эли Бакки, семейной пары с двумя взрослыми детьми. “У матери Яна был участок земли на западном побережье Норвегии и маленький домик с видом на фьорд, – говорит Эли. – Он любит это место, и, когда появилась возможность, мы решили построить здесь новый дом”.

Южный фасад дома, построенного в норвежском Бергене выходцем из Канады, архитектором Тоддом Сондерсом.

Южный фасад дома, построенного в норвежском Бергене выходцем из Канады, архитектором Тоддом Сондерсом.

Проект Эли и Ян заказали архитектору Тодду Сондерсу, выходцу из Канады, который уже больше десяти лет живет и работает в Норвегии. Требования у них были четкими: на первом этаже – отдельная “квартира” для детей, на верхнем – родительская спальня и общественная зона со свободной планировкой. По поводу стилистики интерьера у заказчиков тоже были вполне определенные пожелания: “Мы хотели лаконизма и простоты. Никаких карнизов и никаких плинтусов – везде только прямые углы”.

Хозяева дома Ян Сем-Олсен и Эли Бакка на балконе. Консоль с шестиметровым выносом “пронзают” три тонкие стальные колонны.

Хозяева дома Ян Сем-Олсен и Эли Бакка на балконе. Консоль с шестиметровым выносом “пронзают” три тонкие стальные колонны.

Самой главной задачей, которую сформулировал для себя архитектор после многочисленных бесед с заказчиками, было создать “закрытое внешнее пространство”. То есть дом, который был бы распахнут окружающей природе (Эли и Ян хотели “просыпаться утром и видеть океан”), но при этом надежно защищал от ее капризов. Задача, типичная для северных домов, где природа воспринимается по принципу “и хочется, и колется”: на улицу тянет, но там холодно, и приходится наблюдать красоты из помещения. Участок, на котором стоит вилла, невелик. Тодд стремился эффективно использовать пространство. Рельеф позволил создать на уровне второго этажа террасу, а нижний “раскрыть” на газон. Отлитые из бетона садовые скамьи превратили его в дополнительную “внешнюю комнату”.

Основное помещение второго этажа — открытая гостиная. Торшер Arkipelag, Ruben Lighting AB. Ковер Noodles, Nani Marquina. Журнальный столик из серии Blox, Cassina.

Основное помещение второго этажа — открытая гостиная. Торшер Arkipelag, Ruben Lighting AB. Ковер Noodles, Nani Marquina. Журнальный столик из серии Blox, Cassina.

Служебные помещения и кладовки на обоих этажах дома расположены по северной стене, в которой практически нет окон. Спальни и гостиные выходят на юг, и стены в них стеклянные. Дом прочно “врос” в скалы, но снабжен шестиметровым консольным балконом. Этот балкон – еще одна “внешняя комната”. Его связь с интерьером обозначена одинаковой высотой потолка открытой и закрытой части и единством материала: и снаружи, на террасе, и внутри, в гостиной, потолок отделан одинаковым темным деревом – мореной елью. На потолке гостиной из нее, правда, выполнены лишь полосы – остальной интерьер обшит светлым канадским кедром.

Из родительской ванной на втором этаже виден фьорд. Раковина, Lineabeta. Сантехника, Vola. Пол выложен черным гранитом.

Из родительской ванной на втором этаже виден фьорд. Раковина, Lineabeta. Сантехника, Vola. Пол выложен черным гранитом.

Сочетание темной и светлой деревянных фактур на фасаде и внутри дома – главный архитектурный изыск проекта. Нижний светлый объем выглядит традиционным – настоящий “рыбацкий домишко”. Темная оболочка второго этажа обхватывает его, защищая от морских ветров, и благодаря ей трехсотметровый дом кажется больше. Ее причудливая геометрия оживляет фасад, создавая на нем игру теней. Таким образом скромный домик, в котором местные традиции соединяются с веяниями современной архитектуры, превращается в настоящее произведение искусства. Что, как нам известно по нашему Северу, часто случается с домами, построенными “вопреки природе”, но в гармонии с ней.

Западный фасад дома. Бетонная лестница соединяет террасу верхнего уровня и газон, на который “раскрывается” первый этаж.

Западный фасад дома. Бетонная лестница соединяет террасу верхнего уровня и газон, на который “раскрывается” первый этаж.

Текст: Сара Фоули

Фото: МИКАЭЛЬ ПЕРЛЬМУТТЕР
опубликовано в журнале №11 (68) ноябрь 2008

Комментарии