Дом в Палм-Бич

Супруги-коллекционеры из Нью-Йорка, поклонники искусства Юго-Восточной Азии и немецких экспрессионистов, обратились к известному архитектору Питеру Марино, тоже ньюйоркцу, с просьбой создать для них резиденцию в Палм-Бич. 

Вилла по архитектуре напоминает павильоны Юго-Восточной Азии.

Вилла по архитектуре напоминает павильоны Юго-Восточной Азии.

Отталкиваясь от особенностей земельного участка и пожеланий заказчиков, архитектор предложил им построить серию павильонов в индонезийском духе. “Я подумал, почему бы не создать азиатскую атмосферу? – вспоминает Марино. – Флорида, в конце концов, тоже тропики”. 

Библиотека. Над камином — картина Фернана Леже. На мольберте — этюд Казимира Малевича.

Библиотека. Над камином — картина Фернана Леже. На мольберте — этюд Казимира Малевича.

“Именно коллекция вдохновила нас на постройку необычного дома, – говорит хозяйка. – Скульптуры родились на другом континенте, а теперь словно вернулись в органичную для них среду”.

Обеденный павильон. Люстра изготовлена Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн. Стулья дизайна Кааре Клинта. На окнах — жалюзи из японского бамбука.

Обеденный павильон. Люстра изготовлена Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн. Стулья дизайна Кааре Клинта. На окнах — жалюзи из японского бамбука.

Так возникла идея дома из темного дерева (“В темных интерьерах прохладнее”, – комментирует архитектор), с большими панорамными окнами и крышей с широкими скатами, которые дают много тени. 

Стены холла обтянуты шелком, слева у стены — старинное канапе в колониальном стиле. Светильник из серии Fun, дизайнер Вернер Пантон, VerPan.

Стены холла обтянуты шелком, слева у стены — старинное канапе в колониальном стиле. Светильник из серии Fun, дизайнер Вернер Пантон, VerPan.

Вилла изолирована с внешней стороны густой тропической растительностью, а жалюзи из японского бамбука и металлической сетки-вуали на окнах – как тонированные стекла лимузина, которые прячут пассажира от посторонних глаз. 

Рабочий кабинет. Картина Виллема де Коонинга Untitled XIII. Письменный стол, кресло и шкаф — работы мастера ар деко Поля Дюпре-Лафона.

Рабочий кабинет. Картина Виллема де Коонинга Untitled XIII. Письменный стол, кресло и шкаф — работы мастера ар деко Поля Дюпре-Лафона.

Зато внутри дом радикально открыт: в нем, как это принято в Юго-Восточной Азии, нет межкомнатных дверей. И только ряд симметричных деталей возвращает нас к реалиям западной культуры: в холле парные бронзовые скамейки скульпторов Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн, две неоклассические мраморные консоли и статуи божков, похожие, как близнецы. 

Прихожая. По бокам от антикварного инкрустированного комода две бронзовые скамьи работы скульпторов Лаланнов.

Прихожая. По бокам от антикварного инкрустированного комода две бронзовые скамьи работы скульпторов Лаланнов.

Марино создавал дальневосточную атмосферу с помощью европейской мебели. Особую ценность для него представляют работы мэтра ар деко Жан-Мишеля Франка, и его заказчики, к счастью, разделяют эту страсть. 

В спальне хозяев — подлинные вещи эпохи ар деко: кресло дизайна Жан-Мишеля Франка, только в новой обивке, шкафчик — работа Жак-Эмиля Рульманна.

В спальне хозяев — подлинные вещи эпохи ар деко: кресло дизайна Жан-Мишеля Франка, только в новой обивке, шкафчик — работа Жак-Эмиля Рульманна.

Фоном для творений Франка должно было стать дерево – на полу, в обшивке стен и потолка. “Я не хотел использовать ни местный дуб, ни орех, ни европейскую вишню. Мне нужна была настоящая азиатская порода”, – говорит Марино. Так выбор пал на мербау, растущее повсюду в Индонезии, и на мореное пальмовое дерево цвета шоколада. 

Хозяйская ванная выложена белым ­мрамором с гречес­кого острова Тасос.

Хозяйская ванная выложена белым ­мрамором с гречес­кого острова Тасос.

“Кстати, картины экспрессионистов на таком фоне приобретают что-то от палитры Гогена”, – замечает архитектор. После захода солнца дом-интроверт сливается с природой: японские жалюзи в столовой подняты вверх, раздвижные двери открыты. 

Центральное место в гостиной занимает большое полотно Фернана Леже. На журнальном столике — керамическая скульптура Жоржа Жува.

Центральное место в гостиной занимает большое полотно Фернана Леже. На журнальном столике — керамическая скульптура Жоржа Жува.

В бассейне мерцают десятки свечей, а ветер развевает яркие желтые и оранжевые занавеси в пагоде у воды. “Здесь мне удалось наконец использовать “жаркие цвета” – они оказались как нельзя к месту”, – торжествует Марино.

Павильон для отдыха в виде пагоды. Антикварная мебель из бамбука и текстиль привезены из Индии и Африки.

Павильон для отдыха в виде пагоды. Антикварная мебель из бамбука и текстиль привезены из Индии и Африки.

Текст: Клаудия Штайнберг

Фото: ВИНСЕНТ КНАПП
опубликовано в журнале №9 (55) сентябрь 2007

Комментарии