Вилла К2 по дизайну Карло Моллино

Для кого-то построенная Карло Моллино в горах Ломбардии вилла К2 — шедевр, переворачивающий представления об архитектуре ХХ века. А для его владельца Маттиа Бернардо Баньоли это просто дом, где он провел детские годы.

Консольная конструкция виллы К2 опирается на две бетонные опоры.

Консольная конструкция виллы К2 опирается на две бетонные опоры.

Мой прадед Луиджи Каттанео был человеком простым. Богатый миланский промышленник, он “сделал себя сам” – поднялся к вершинам бизнеса упорным трудом. У него не было ни претензий на интеллектуальность, ни какой-то особенной страсти к современной архитектуре. У него было только четкое представление о том, что ему нравится или не нравится. Не нравились ему жилые дома, которые строились в Италии в 1950-х. “Не хочу жить в курятнике!” – заявил он решительно, когда зашла речь о необходимости построить дом в горах Ломбардии на берегу озера Маджоре. Покупать старую виллу Луиджи не хотел (бог знает почему – в разоренной войной стране он мог выбрать все что угодно и по весьма сходной цене). Ему приспичило возвести новый дом – только не “курятник”. И тогда его кузен, инженер Альдо Челли, познакомил прадеда с Карло Моллино. Смотрите также: Субъект культа: Карло Моллино

1952 год. Карло Моллино (1905–1973), архитектор, авиатор, автогонщик и оккультист, позирует на фоне строительства одного из самых заметных своих творений — виллы К2 на берегу озера Маджоре. Вилла была завершена годом позже.

1952 год. Карло Моллино (1905–1973), архитектор, авиатор, автогонщик и оккультист, позирует на фоне строительства одного из самых заметных своих творений — виллы К2 на берегу озера Маджоре. Вилла была завершена годом позже.

Моллино – легендарная фигура в истории итальянской культуры ХХ века. Кем он только не был – и архитектором, и фотографом, и дизайнером, и альпинистом, и автогонщиком, и даже авиатором (не говоря уже о страсти к женщинам и оккультизму). С прадедом они не сходились буквально ни в чем, но тем не менее сразу понравились друг другу, что само по себе чудо.

Чертеж Карло Моллино, показывающий планы первого и второго этажей виллы, ее разрез и боковой фасад, выполнен в масштабе 1:100.

Чертеж Карло Моллино, показывающий планы первого и второго этажей виллы, ее разрез и боковой фасад, выполнен в масштабе 1:100.

Знакомство началось с визита Моллино на участок предполагаемого строительства. Место было красивейшее – с волшебными видами на горы и озеро. Моллино подъехал на своем автомобиле, но в последний момент не справился с управлением и вылетел в кювет (возможно, красотами залюбовался?). Прадед сразу сказал: “Этот человек – чокнутый”. А потом признал Карло гением и заказал ему проект дома.

С восточной террасы семья любит наблюдать сентябрьские грозы, которые в Ломбардии очень красивы.

С восточной террасы семья любит наблюдать сентябрьские грозы, которые в Ломбардии очень красивы.

Первые эскизы, представленные Моллино, были очень смелыми. Вилла должна была состоять из двух консольных этажей на четырех опорах, часть первого этажа занимала парадная лестница, а наверху предполагалась огромная гостиная со стеклянным камином в центре. Но прадед эту идею отверг. Ему хотелось чего-то поскромнее. Мне кажется, Луиджи был прав – второй вариант проекта, созданный Моллино по его указаниям, получился гораздо легче и изящнее. В нем тоже есть консольная часть, но несут ее лишь две колонны. В солнечный осенний день кажется, что дом вот-вот взлетит. 

На скамью перед фасадом садиться нужно осторожно: тут любят греться на солнце змеи.

На скамью перед фасадом садиться нужно осторожно: тут любят греться на солнце змеи.

От гостиной вообще отказались (что по тем временам было немыслимо) и заменили ее столовой и кухней. Плюс в доме были спланированы шесть спален – три на первом этаже и три на втором, две ванные, кладовки и бойлерная. И конечно, великолепная терраса, идущая по всей длине фасада. Строительство завершилось в 1953 году, и тогда дом был безымянным. Но в 1954-м группа итальянских альпинистов покорила вершину К2, самую высокую после Эвереста гору на планете. В честь этого события наша вилла тоже стала называться К2.

Галерея, обходящая дом по всему периметру, сделана из американской сосны.

Галерея, обходящая дом по всему периметру, сделана из американской сосны.

Карло Моллино всегда говорил, что ничего у него с нашим домом не получилось бы, если б не местные каменщики – большие мастера своего дела. Именно благодаря их искусству дом и сегодня прекрасно сохранился. Прадед обожал виллу и старался проводить здесь каждую свободную минуту. Она давала ему две вещи, о которых можно только мечтать, – спокойную деревенскую жизнь и сознание того, что ты владеешь чем-то уникальным. 

Столовая расположена на верхнем этаже. Камин обложен глазурованной плиткой. Стулья, стол и похожий на НЛО светильник придуманы Карло Моллино.

Столовая расположена на верхнем этаже. Камин обложен глазурованной плиткой. Стулья, стол и похожий на НЛО светильник придуманы Карло Моллино.

В плане “деревенской жизни” Луиджи пошел еще дальше – он построил неподалеку от виллы коровник и получал ежедневно к завтраку парное молоко. В дни, когда он оставался ночевать в Милане, ему это молоко доставляли с утренней почтой. Мой прадед понимал, что истинная роскошь – в умении наслаждаться простыми вещами, он очень любил свою виллу и не раз заявлял, что хотел бы в этом доме умереть. Он умер в 1963 году и похоронен недалеко от обожаемого дома.

Между кухней и столовой — перегородка с окнами: через них можно подавать еду прямо на стол.

Между кухней и столовой — перегородка с окнами: через них можно подавать еду прямо на стол.

К2 стала для нас настоящим семейным домом и остается таковым до сих пор. Как и мой прадед, я обожаю это место. Ребенком я излазил все окрестности – изучал природу, шалил и возвращался под вечер домой весь чумазый, с пятнами от травы на брюках. В те годы я, естественно, не имел никакого представления об архитектурном значении виллы. Это была просто наша дача. Но я смутно понимал, что дом это необычный. Однажды, когда я по заданию учителя нарисовал нашу виллу на уроке, и учитель, и все ребята в классе посмотрели на меня со снисходительной усмешкой – сочли фантазером. Не верили, что такой дом может существовать на самом деле. 

Лестничная площадка второго этажа. Пол выложен галькой, стул по дизайну Моллино. Форма его спинки напоминает лыжи.

Лестничная площадка второго этажа. Пол выложен галькой, стул по дизайну Моллино. Форма его спинки напоминает лыжи.

Кто такой Моллино, я вовсе не понимал. Знал только, что он имеет какое-то отношение к нашему дому. И еще во мне жило смутное ощущение, что с ним все было как-то непросто – мне уж точно. Я рос бойким мальчишкой, и у меня до сих пор звучит в ушах крик бабушки: “Убери ноги с моллиновского стола!” В моем сознании Карло Моллино был эдаким ворчливым, но в целом добродушным дядюшкой.

Кухня выложена бледно-зеленой плиткой — естественно, по дизайну Моллино. Мебель 1950-х годов сохранилась со времен постройки виллы.

Кухня выложена бледно-зеленой плиткой — естественно, по дизайну Моллино. Мебель 1950-х годов сохранилась со времен постройки виллы.

Уже много позже, когда я вырос, я неожиданно обнаружил виллу К2 в книгах по истории архитектуры, журналах и выставочных каталогах. Я прочитал биографию Карло Моллино – его жизнь и творчество в 2006 году стали предметом двух масштабных выставок в Турине. Я изучил его фотографии и стал по-новому воспринимать и ценить его трактовку архитектуры модернизма, чистоту и точность его рисунков, свободное обращение с деревом, изобретательность, с которой сделана его мебель. История построенной им виллы К2 стала частью нашей истории, своего рода семейным мифом. Я осознал, что “чокнутый Моллино” спроектировал не только сам дом, но и всю мебель, дверные ручки, вешалки в гардеробе. Да что там ручки, он придумал даже болты, тысячи болтов, скрепляющих планки из американской сосны, которыми обшит дом.

В доме три “главные спальни”, эта когда-то принадлежала Луиджи Каттанео.

В доме три “главные спальни”, эта когда-то принадлежала Луиджи Каттанео.

И еще я понял, что мой вкус – мой взрослый, сознательный вкус – сформировался именно благодаря этим болтам. Не только им, конечно, а благодаря всем дизайнерским штучкам, окружавшим меня в детстве. Например, кухонному столу, на гладкой поверхности которого моя бабушка резала овощи и на который я, юный хулиган, бесцеремонно клал ноги.

Ванная выложена небесно-голубой керамической плиткой, изготовленной по эскизам Моллино.

Ванная выложена небесно-голубой керамической плиткой, изготовленной по эскизам Моллино.

Рассказал Маттиа Бернардо Баньоли

Фото: RICARDO LABOUGLE; COURTESY MUSEO CASA MOLLINO
опубликовано в журнале №2 (70) февраль 2009

Комментарии