Квартира коллекционера в Нью-Йорке

Интерес к стилю ар-деко возник у меня еще в 1982-м, когда я поручил свой таунхаус в Верхнем Ист-Сайде заботам дизайнеров Джеффри Брэдфилда и Джея Спектра. Первые два этажа этого здания занимала моя офтальмологическая клиника, а квартира изначально находилась на пятом и шестом. 

Гостиная. Камин и столик из камня и нержавеющей стали созданы в 1982 году по дизайну Джея Спектра, который вместе с Джеффри Брэдфилдом разработал изначальный проект для этой квартиры. На каминной полке шагреневые обелиски, Hermès, около 1925 года, и часы по дизайну Жана Гульдена, 1928 год.

Гостиная. Камин и столик из камня и нержавеющей стали созданы в 1982 году по дизайну Джея Спектра, который вместе с Джеффри Брэдфилдом разработал изначальный проект для этой квартиры. На каминной полке шагреневые обелиски, Hermès, около 1925 года, и часы по дизайну Жана Гульдена, 1928 год.

Когда-то там были квартиры прислуги, так что пространство не имело ничего общего с тем, как оно выглядит сейчас. Джеффри и Джей предложили полностью преобразить интерьер, оформив его в стиле ар-деко. Я принял их концепцию и с тех самых пор последовательно ее развиваю. Я начал собирать французскую мебель 1918–1939 годов, и чем дальше, тем больше она мне нравилась.

Портрет хозяина квартиры Стивена Келли на фоне работы Ильи Болотовского и пары лаковых столиков работы Жана Дюнана, 1921 год.

Портрет хозяина квартиры Стивена Келли на фоне работы Ильи Болотовского и пары лаковых столиков работы Жана Дюнана, 1921 год.

Я люблю материалы, которые использовали мебельщики в те годы: шагрень, пергамент, слоновую кость, черепаший панцирь, лак, эмали и восхитительное экзотическое дерево. А какие у этих вещей линии, какие объемы, какое потрясающее мастерство чувствуется в каждом предмете! 

Бюст гладиатора работы Констан-Амбруаза Ру, 1920-е годы. Консоль по дизайну Альбера Шере, 1925 год, и работа Green Ричарда Дибенкорна, 1986 год.

Бюст гладиатора работы Констан-Амбруаза Ру, 1920-е годы. Консоль по дизайну Альбера Шере, 1925 год, и работа Green Ричарда Дибенкорна, 1986 год.

Двадцатые годы прошлого столетия стали временем расцвета декоративно-прикладного искусства, а Париж был эпицентром этого всплеска. Я бы назвал предметы 1920–1930‑х годов “голубыми фишками” прикладного искусства. В них есть элегантность и чувствуется дух времени, но при этом они не выглядят старомодно, как мебель XVIII–XIX веков. Эти вещи прекрасно смотрятся в современных интерьерах и сочетаются с современным искусством, хотя художественные стили того времени, такие как кубизм, сюрреализм и орфизм, мне тоже по душе.

Гостиная. Лаковая ширма, созданная Эйлин Грей в 1922–1925‑м годах, выставлялась в Музее Помпиду, нью-йоркском Музее современного искусства и лондонском Музее Виктории и Альберта. Скульптура La Trinité Жана и Жоэля Мартелей, 1930 год. Кресла по дизайну Джея Спектра, 1982 год. Ковер сделан по эскизам Эдварда Филдса в том же году.

Гостиная. Лаковая ширма, созданная Эйлин Грей в 1922–1925‑м годах, выставлялась в Музее Помпиду, нью-йоркском Музее современного искусства и лондонском Музее Виктории и Альберта. Скульптура La Trinité Жана и Жоэля Мартелей, 1930 год. Кресла по дизайну Джея Спектра, 1982 год. Ковер сделан по эскизам Эдварда Филдса в том же году.

За тридцать лет коллекция так разрослась, что заполонила всю квартиру. В то время я как раз решил отойти от медицинской практики и подумал, почему бы мне не начать новую карьеру. Я присоединил к квартире еще один этаж – теперь у меня было место под галерею. 

Столовая. Обеденный стол создан в 1930-е годы во Франции.

Столовая. Обеденный стол создан в 1930-е годы во Франции.

Я никогда не был сторонником того, чтобы превращать свой дом в склад, – я был не против, чтобы вещи, которые долгие годы радовали меня, попали в новые руки и радовали новых хозяев. А я благодаря этому смог продолжить коллекцию, получая удовольствие от свежих приобретений. Так постепенно The Kelly Gallery превратилась в серьезный бизнес с каталогом, включающим 1400 предметов мебели и декоративно-прикладного искусства.

Кабинет. Бюро и кресло по дизайну Чарлза Бернеля, 1929 год. Книжные шкафы из макассара сделаны по дизайну Джеффри Брэдфилда. Ваза и ковер — китайский антиквариат, маска — из Конго, начало ХХ века.

Кабинет. Бюро и кресло по дизайну Чарлза Бернеля, 1929 год. Книжные шкафы из макассара сделаны по дизайну Джеффри Брэдфилда. Ваза и ковер — китайский антиквариат, маска — из Конго, начало ХХ века.

Мне сложно назвать свои самые любимые предметы, но среди фаворитов – фантастическая шестипанельная лаковая ширма с тонким резным декором, созданная по дизайну Эйлин Грей в 1922–1925 годах. Это был переломный момент в истории искусства, момент зарождения модернизма. В этой работе чувствуется влияние группы De Stijl, Мондриана и Кандинского.

Фрагмент библиотеки. Шкафы из эбенового дерева изготовлены по эскизам Джеффри Брэдфилда. Кресло бержер из ореха сделано по дизайну Андре Гру, 1922 год. Столик из пальмового дерева, кожи ската и слоновой кости — работа Клемана Руссо, начало 1920-х годов.

Фрагмент библиотеки. Шкафы из эбенового дерева изготовлены по эскизам Джеффри Брэдфилда. Кресло бержер из ореха сделано по дизайну Андре Гру, 1922 год. Столик из пальмового дерева, кожи ската и слоновой кости — работа Клемана Руссо, начало 1920-х годов.

Другой мой любимый художник – Жан Гульден. С ним у меня особая связь, так как наши истории чем-то схожи: он учился на хирурга, но потом занялся эмалью. Искусство эмальера уходит корнями в Средние века и эпоху Ренессанса, однако затем оно пришло в упадок, чтобы позже на короткий срок возродиться к жизни стараниями Карла Фаберже и Жана Гульдена. Гульден не пытался воспроизвести работы мастеров Возрождения – он приспособил эту технику для создания работ в нарождавшемся в те времена стиле кубизма. В моей коллекции есть его каминные часы в технике шамплеве – одна из любимейших моих вещей.

Столик-геридон Bas Ducharne по дизайну Эмиль-Жака Рульманна, 1933 год. На нем сосуд с крышкой работы Мориса Жансоли, 1925 год, и вазы по дизайну Эмили Декёр 1920-х годов. На стене работа художника-абстракциониста Ильи Болотовского, 1970-е годы. Скульптура Луи-Пьера Ригаля, 1924 год. На полу — антикварный китайский ковер.

Столик-геридон Bas Ducharne по дизайну Эмиль-Жака Рульманна, 1933 год. На нем сосуд с крышкой работы Мориса Жансоли, 1925 год, и вазы по дизайну Эмили Декёр 1920-х годов. На стене работа художника-абстракциониста Ильи Болотовского, 1970-е годы. Скульптура Луи-Пьера Ригаля, 1924 год. На полу — антикварный китайский ковер.

Также я давно являюсь поклонником лаковых работ Жана Дюнана. На мой взгляд, это один из лучших мастеров той эпохи. А среди последних приобретений могу отметить бронзовую скульптуру Густава Миклоша L’Homme et Son Destin.

Кабинет. Стол из дуба и мрамора создан Рене Жубером и Филиппом Пети в середине 1920‑х годов. На переднем плане столик, обтянутый красной шагренью, по дизайну Карла Шпрингера, последняя четверть ХХ века. На стене литография Composition Сони Делоне, начало 1970-х годов.

Кабинет. Стол из дуба и мрамора создан Рене Жубером и Филиппом Пети в середине 1920‑х годов. На переднем плане столик, обтянутый красной шагренью, по дизайну Карла Шпрингера, последняя четверть ХХ века. На стене литография Composition Сони Делоне, начало 1970-х годов.

И конечно, рассказ о моих любимых мастерах будет неполным без упоминания Эмиль-Жака Рульманна – возможно, величайшего мебельщика двадцатого столетия. Когда он скончался в 1933 году, церемония прощания с ним проходила в Лувре! 

Красный уголок: кушетка по дизайну Армана Альбера Рато, 1928–1930 годы, китайский ковер конца XIX века, принт Ильи Болотовского и лаковый шкафчик по дизайну Клемана Мера, 1920-е годы.

Красный уголок: кушетка по дизайну Армана Альбера Рато, 1928–1930 годы, китайский ковер конца XIX века, принт Ильи Болотовского и лаковый шкафчик по дизайну Клемана Мера, 1920-е годы.

В 2004 году Метрополитен-музей устраивал ретроспективу его произведений. Я горд тем, что в этой выставке участвовала и работа из моей коллекции – уникальный стол Lorcia Table, созданный Рульманном в 1930 году как посвящение французскому архитектору-неоклассицисту Клод-Никола Леду.

Спальня. Кровать, обтянутая кожей ската, сдалана по дизайну Андре Гру, 1927 год. Литография Affairements Жана Дюбюффе. Бронзовый бюст Mermoz работы Александра Келети, 1930-е годы.

Спальня. Кровать, обтянутая кожей ската, сдалана по дизайну Андре Гру, 1927 год. Литография Affairements Жана Дюбюффе. Бронзовый бюст Mermoz работы Александра Келети, 1930-е годы.

Текст: Стивен Келли

Фото: маноло ильера
опубликовано в журнале №9 (143) Сентябрь 2015

Комментарии