Дом декоратора в Брюсселе

Жан-Жака Эрви иногда называют серым кардиналом бельгийского дизайна – настолько велико его могущество и влияние в профессии. Самому ему в этом прозвище не нравится слово “серый”: ничего серого и скучного в его интерьерах нет. Наоборот, Эрви всегда славился своими способностями колориста и умением составлять интерьерные композиции на тончайших переходах цвета.

Гостиная. Над камином каменная голова эпохи кхмеров. Справа диск работы японского художника Сигараки и комод эпохи Людовика XIV. Рояль 1930-х годов.

Он родился во французском Кастре, учился в Академии изящных искусств в Брюсселе и начал работать ассистентом у знаменитых парижских торговцев антиквариатом Дидье Аарона и Алена Демаши. В 1970 году он открыл собственную декораторскую контору со штаб-квартирой в центре Брюсселя. 

Гостиная. На стене фотография Vanitas работы Рене Стоэлти (2010). Диван винтажный, 1930-х годов. Столик справа по дизайну Эрви, в центре — Ясухиро Сито. Кресла работы Этторе Дзаккари.

Клиентуру его иначе как блестящей не назовешь: в списках значатся, к примеру, король Марокко Мохаммед VI, покойный Ив Сен-Лоран и основатель шоколадной империи Ferrero Микеле Ферреро.

Столовая. Вокруг стола английские стулья эпохи Регентства. Люстра в нео­готическом стиле — пара к той, что висит в холле второго этажа.

Эрви – человек, создавший так много интерьеров для сильных мира сего и в процессе неплохо повидавший этот самый мир. Естественно, от его собственного интерьера тоже ждешь чего-то необыкновенного. И он не разочаровывает. Эрви живет в особняке середины XIX века на окраине Брюсселя, в совершенно очаровательном районе. 

В прихожей на стене обои в стиле гризайль, Dufour, с сюжетом о любви Амура и Психеи. Банкетка работы Этторе Дзаккети, Италия (1904).

Хотя хозяин дома и отказывается признавать себя коллекционером, лаконичной обстановку особняка не назовешь. За последние сорок лет Эрви накопил множество разнородных, но невероятных по качеству произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства. Например, прямо при входе в дом у него стоит гигантская стопа в римском стиле, работа Адриано де Анджелиса, а находящаяся выше этажом гостиная битком набита разными редкостями.

Прихожая. На сундуке XVII века стоит копия античной головы Медузы. Зеркало работы бельгийского дизайнера Мишеля Мартенса.

При изучении сокровищ, которые таятся в доме Эрви, глаза разбегаются – не знаешь, что и выбрать. Вот монументальная скульптура польского мастера ар-нуво Болеслава Бегаса. Вот впечатляющая фотография работы Рене Стоэлти Vanitas. Вот огромная монохромная картина американца Ричарда Пульезе – но рядом-то геометрическая композиция авторства великого Виктора Вазарели! 

Перила лестницы выкрашены в белый цвет. Гигантская “римская” ступня сделана скульптором Адриано де Анджелисом из синтетической смолы. Фотография головы Юноны — работа Рене Стоэлти.

Среди мебели тоже нет ни одного “проходного” предмета: тут стол по дизайну Ксавье Люста, там стул в стиле Венского сецессиона и скамейка 1904 года работы знаменитого итальянского мебельщика Этторе Дзаккари. Куда ни глянь, всюду что-нибудь грандиозное – картина, статуя, предмет антиквариата. И все эти яркие (если не по цвету, то по значению) дизайнерские акценты расположены на фоне благородных, сдержанных по цвету стен. Сдержанных – но не однообразных. 

Вид вниз со второго этажа. На площадке лестницы стоит стул эпохи Венского сецессиона.

В колорите дома Эрви имеются оттенки яичной скорлупы, слоновой кости, сливок – все это разные оттенки белого, как вы понимаете. Кроме того, в наличии цвет глазированного каштана (marron glacé), лиловый, шоколадный, бежевый (два последних – в основном среди обивочных тканей). Ни тени серого, заметьте. 

Холл второго этажа. Комод 1930-х годов. Стол по дизайну Ксавье Люста. Ваза 1970-х годов, муранское стекло. На стене картина Ричарда Пульезе. Антикварная люстра в неоготическом стиле.

И все эти колористические изыски оттеняются тусклым блеском серебра люстры в неоготическом стиле, благородным черным лаком концертного рояля 1930-х годов (это семейная реликвия Эрви) и контрастным сочетанием черного дерева и золота на английских стульях эпохи Регентства в столовой. 

В спальне стоит английская кровать 1920-х годов, над ней картина Виктора Вазарели (1970-е).

Каждый предмет мебели, каждая подушка, каждая статуэтка – любая мелочь в этом сложносочиненном интерьере похожа на мазок на живописном полотне: все они дополняют друг друга и складываются в единое, неповторимое целое. Что, в общем, и не удивительно: в юности, еще до того, как соображения практичности заставили Эрви заниматься декором, он собирался стать художником. И на самом деле стал им, просто пишет он свои полотна не маслом или темперой, а мебелью, тканями, светом и тенями.

Ванная. На полке коллекция винтажных парфюмерных флаконов. На стене работа греческого художника Павлоса.

Текст: Барбара Стоэлти

Фото: рене стоэлти
опубликовано в журнале №10 (144) Октябрь 2015

читайте также

Комментарии