Дом дизайнера Ээро Аарнио в Финляндии

Жилище Ээро Аарнио расположено в месте уединенном – примерно в тридцати километрах от Хельсинки. Строение напоминает традиционный финский домик с его простотой и рационализмом планировки. 

В архитектурном ­решении дома фин­ского дизайнера Эро Аарнио главное — прозрачное стекло.

В архитектурном ­решении дома фин­ского дизайнера Эро Аарнио главное — прозрачное стекло.

В основе – прямоугольник со стеклянными окнами во всю стену, впускающими внутрь капризный северный солнечный свет. Через стекло открывается вид на просторные ровные поля и спокойную гладь близлежащего озера. Две деревянные сауны, без которых финский дом не считается истинно финским, расположены чуть в стороне от основного здания.

Аарнио в кресле Pastil собственного дизайна. Его форму он считает “самой комфортной для человека”.

Аарнио в кресле Pastil собственного дизайна. Его форму он считает “самой комфортной для человека”.

Благодаря огромным окнам и почти полному отсутствию стен внутреннее пространство получилось просторным. Похоже на огромный аквариум, который Аарнио “населил” своими творениями. Те, что получили известность пятьдесят лет назад, соседствуют с новыми пробными моделями и предметами, которые находятся еще в стадии проекта – в своем доме Аарнио не только живет, но и работает.

Стол Copacabana, прозрачные кресла Bubble и ковер придуманы Аарнио. Дизайн дивана — Ян де Буврие, рядом лампа Arco Акилле Кастильони.

Стол Copacabana, прозрачные кресла Bubble и ковер придуманы Аарнио. Дизайн дивана — Ян де Буврие, рядом лампа Arco Акилле Кастильони.

Из “заслуженных” в этом интерьере нашли себе место такие хиты поп-арта, как стул Ball 1963 года и созданные в 1968 году “мыльные пузыри” – сиденья Bubble Chairs. И кресло Pastil – за него Аарнио получил приз Ассоциации промышленного дизайна.

Столик Parabel и коллекция сидений-игрушек Puppy 2005 года, которую производит фабрика Magis.

Столик Parabel и коллекция сидений-игрушек Puppy 2005 года, которую производит фабрика Magis.

Удивительно, но один из основоположников “космического” дизайна 1960-х начинал как адепт традиций финских архитекторов первой трети XX века и предпочитал мебель, сделанную вручную из натуральных материалов. Аарнио окончил институт прикладных искусств в Хельсинки, и первым его проектом в 1961 году был плетеный табурет из ивовой лозы для марки Asko.

Кресло Rocking и сиденье-игрушка Puppy. На стене — кармашки для дисков и фотографии “с участием” кресел Аарнио — Ball и  Bubble.

Кресло Rocking и сиденье-игрушка Puppy. На стене — кармашки для дисков и фотографии “с участием” кресел Аарнио — Ball и  Bubble.

Переломным моментом карьеры Аарнио стало знакомство с пластиком. Когда он ощутил весь потенциал материала, интерес перерос в азартное увлечение. “Пластик, – объяснял дизайнер, – дает свободу в выборе формы и цвета, он позволяет придумывать и воплощать в реальность предметы одновременно функциональные и игровые”. Благодаря пластику Аарнио смог отбросить условности и создать мебель, которая вошла во все антологии дизайна. Кресло-полусфера Ball, олицетворение его авторского стиля, появилось всего два года спустя после традиционной плетеной коллекции Asko. А уже в 1965-м, получив первую премию на общескандинавском конкурсе парковой и садовой мебели, Ээро Аарнио стал мэтром поп-арта.

На переднем плане — шезлонг Workstation, в глубине — стул Ball и светильники Double Bubble.

На переднем плане — шезлонг Workstation, в глубине — стул Ball и светильники Double Bubble.

Новый стиль, которому он верен всю жизнь – органический, с плавными линиями, формы предметов всегда эргономичны, цвета яркие и локальные. Уже пятьдесят лет мебель Аарнио не выходит из моды. Большинство его работ хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Стеделик в Амстердаме и МоМА в Нью-Йорке. Но они прекрасно “живут” не только в музейных залах. Дом Аарнио – тому пример.

Табуреты Mushroom, зеленое кресло Pastil и белое кресло Formula.

Табуреты Mushroom, зеленое кресло Pastil и белое кресло Formula.

Дом отражает характер хозяина. Те черты, которые критики отмечают в творчестве Ээро Аарнио, – неординарность, легкость, яркость и чувство юмора – хорошо заметны и в созданном дизайнером жилом пространстве. Когда смотришь на коллекцию белых и зеленых игрушечных собачек Puppy, придуманных им в 2003 году (Аарнио расположил их в одном из углов гостиной зоны), вспоминается то, что он говорил о своем первом кресле-игрушке. Оно называлось Pony и было спроектировано в 1973 году: “Кресло есть кресло. Но ведь сидеть можно на чем угодно, лишь бы форма была эргономичной. Можно, например, оседлать маленького славного пони. Или просто сесть с ним рядом”. И это очень важно – с “живой” мебелью даже среди снежных просторов не соскучишься.

Кресло Tomato, спроектированное дизайнером в 1971 году.

Кресло Tomato, спроектированное дизайнером в 1971 году.

Текст: Робер Колонна д’Истриа

Фото: ЖАН-ФРАНСУА ЖОССО
опубликовано в журнале №2 (48) февраль 2007

Комментарии