Конструктивистская квартира в Берлине, 90 м²

Специалисты по истории архитектуры ценят работы немца Вальтера Гропиуса так же высоко, как достижения русских конструктивистов, – на самом деле основанная им художественная группа “Баухаус” находится с нашими авангардистами в теснейшем творческом родстве. 

Плинтусы и угловые профили в столовой черные — это “рамы” для цветных стен. Люстра Blossom по дизайну Джереми Коула. Стулья хозяин планирует перетянуть и сделать ярко-синими.

Плинтусы и угловые профили в столовой черные — это “рамы” для цветных стен. Люстра Blossom по дизайну Джереми Коула. Стулья хозяин планирует перетянуть и сделать ярко-синими.

Среди исторически значимых домов, спроектированных Гропиусом, жилое здание, которое он построил в 1957 году в Берлине, неподалеку от Тиргартена, к Международной строительной выставке, занимает особое место. Тут архитектор “проверил на практике” многие свои идеи – например, относительно свободной планировки квартир. Стены между кухней и гостиной у него не предусмотрено – в 1950-е это было радикально.

В кабинете-библиотеке — стол из прозрачного пластика и стул, сделанные по мотивам знаменитого кресла “Зигзаг” Геррита Ритвельда.

В кабинете-библиотеке — стол из прозрачного пластика и стул, сделанные по мотивам знаменитого кресла “Зигзаг” Геррита Ритвельда.

Видимо, следуя этому завету великого предшественника, архитектор Гисберт Попплер, взявшись за ремонт квартиры в гропиусовском доме для своего приятеля, сценариста Петера Шлессельманна, повел себя с пространством свободно. У квартиры площадью 90 м² сложная колористическая схема. 

На полу спальни — копия ковра 1930-х, выполненная берлинской компанией Tepp-Ich.de.

На полу спальни — копия ковра 1930-х, выполненная берлинской компанией Tepp-Ich.de.

Цвета, использованные Попплером, традиционны для модернизма – открытые и яркие, то, что называют “локальные”. Кухня – красная, кабинет – насыщенного сине-зеленого цвета. В столовой стены канареечные, а потолок голубой. В спальне, наоборот, голубые стены и желтый потолок. Причем краски в обеих комнатах использовались одни и те же, но из-за разницы в освещенности кажется, что они отличаются оттенками. Наливные полы, впрочем, во всей квартире одинаковые – красные.

Комод 1930-х годов и стул в стиле позднего бидермейера — две из немногих вещей со старой квартиры хозяина.

Комод 1930-х годов и стул в стиле позднего бидермейера — две из немногих вещей со старой квартиры хозяина.

Мебели в квартире очень немного – Попплер не разрешил другу взять в новое жилище ничего из его “прошлой жизни” в довоенном доме с лепными потолками и паркетными полами. И не потому, что мебель сюда не вписалась бы. Наоборот, Попплер боялся, что стоявшие у Петера кресла по дизайну Арне Якобсена окажутся в новом интерьере даже слишком к месту. А он не хотел превращать квартиру в музей Вальтера Гропиуса или стилизацию на тему 1950-х годов.

На стене в кабинете афиша фильма “Камелия” по мотивам “Дамы с камелями” с Гретой Гарбо в главной роли. Хозяин посмотрел его в двенадцать лет и влюбился в Гарбо на всю жизнь.

На стене в кабинете афиша фильма “Камелия” по мотивам “Дамы с камелями” с Гретой Гарбо в главной роли. Хозяин посмотрел его в двенадцать лет и влюбился в Гарбо на всю жизнь.

Петер надеется, что строгий декор поможет ему яснее мыслить. Но признается, что еще рано судить о том, имела ли затея успех – он поселился тут совсем недавно. Но он счастлив, что в новый интерьер прекрасно вписался киноплакат с Гретой Гарбо – актрисой, которую он обожает с детства. Постер, кстати, зеленый с красным.

Ванная выложена мозаичной плиткой. Зеркальные шкафчики, Manufactum.

Ванная выложена мозаичной плиткой. Зеркальные шкафчики, Manufactum.

Балкон в квартире тоже не избежал вторжения цвета.

Балкон в квартире тоже не избежал вторжения цвета.

Текст: Майкл Хьюи

Фото: ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ
опубликовано в журнале №3 (71) март 2009

Комментарии