Дворец итальянской цивилизации в Риме

Дворец итальянской цивилизации в Риме — одно из самых загадочных и знаменитых зданий в мире. В 2015 году он обрел новую жизнь.

Здание Дворца итальянской цивилизации, построенное в 1942 году Джованни Гвер­рини, Эрнесто Бруно Ла Падулой и Марио Романо в Риме, — абсолютная икона итальянской архитектуры ХХ века.

Здание Дворца итальянской цивилизации, построенное в 1942 году Джованни Гвер­рини, Эрнесто Бруно Ла Падулой и Марио Романо в Риме, — абсолютная икона итальянской архитектуры ХХ века.

Общеизвестный парадокс истории: при тоталитарных режимах страдают почти все области культуры – но не архитектура. Архитектура при тиранах процветает: они охотно и обильно финансируют строительство городов-солнц имени себя и прочих прекрасных монументов. Плюс архитектура любит порядок, она – математическое искусство, а при тоталитаризме порядок уж точно есть. 

Дворец итальянской цивилизации, 1953.

Дворец итальянской цивилизации, 1953.

И еще одно: все архитекторы – жертвы мании величия, творцы миров. Торжественная и романтическая симметрия диктатуры архитекторам близка – она их вдохновляет. Поэтому, пока поэты гибнут в лагерях, а кинорежиссеры работают на полку, архитекторы создают шедевры. 

Арочные галереи дворца напоминают и об архитектуре Древнего Рима, и о средневековых монастырях.

Арочные галереи дворца напоминают и об архитектуре Древнего Рима, и о средневековых монастырях.

Так было в сталинской Москве и так было в муссолиниевском Риме, когда в итальянской столице планировалось проведение Всемирной выставки 1942 года и затеяли строительство нового квартала EUR, арены выставочных событий и визитной карточки режима дуче.

Кровля дворца сделана эксплуатируемой, но снабжена высоким парапетом — чтобы снизу ничто не нарушало чистоты кубической формы.

Кровля дворца сделана эксплуатируемой, но снабжена высоким парапетом — чтобы снизу ничто не нарушало чистоты кубической формы.

Визитка вышла отличная – квартал, хотя и недостроенный (война помешала), производит грандиозное впечатление и не раз снимался в фильмах Феллини и Антониони. И самое прекрасное в этом квартале, по единодушному признанию всех критиков и историков архитектуры, – Palazzo della Civiltà Italiana, Дворец итальянской цивилизации.

Генеральный план так и не состоявшейся Всемирной выставки 1942 года, в рамках которого был построен выставочный квартал EUR и собственно Дворец итальянской цивилизации.

Генеральный план так и не состоявшейся Всемирной выставки 1942 года, в рамках которого был построен выставочный квартал EUR и собственно Дворец итальянской цивилизации.

Пронизанный арками белоснежный куб, который иногда за очевидное сходство с памятником древнеримского зодчества называют “Квадратным Колизеем”, спроектировала команда из трех архитекторов: Джованни Гверрини, Эрнесто Бруно Ла Падула и Марио Романо. 

Изображений фасада дворца существует великое множество — строгая геометрия арок словно гипнотизирует фотографов.

Изображений фасада дворца существует великое множество — строгая геометрия арок словно гипнотизирует фотографов.

В здании зашифрована масса аллюзий. Некоторые очевидны – образность, почерпнутая с картин итальянского футуриста Джорджо де Кирико, или статуи, расставленные по периметру травертинового куба, от юношей – укротителей коней, отсылающих к Диоскурам с Форума, до аллегорических “героизмов”, “политических гениев” и “стратегов”. 

Картина Джорджо де Кирико “Пьяцца д’Италия” (1913) была представлена на выставке в честь открытия Palazzo Fendi для публики — среди многочисленных в творчестве художника примеров арочной композиции, взятой на вооружение авторами Дворца итальянской цивилизации.

Картина Джорджо де Кирико “Пьяцца д’Италия” (1913) была представлена на выставке в честь открытия Palazzo Fendi для публики — среди многочисленных в творчестве художника примеров арочной композиции, взятой на вооружение авторами Дворца итальянской цивилизации.

На фасадах дворца выбито: “Нация поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и переселенцев”. Только что не родина слонов, в общем. Иные аллюзии не так очевидны, но считается, что количество арок на фасадах соотносится с разными датами правления Муссолини.

Надпись про “нацию поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и переселенцев” выбита на всех четырех фасадах дворца.

Надпись про “нацию поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и переселенцев” выбита на всех четырех фасадах дворца.

Конец этого правления наступил в 1943‑м. Дворец цивилизации так и не достроили – десять лет после окончания Второй мировой он стоял пустым и печальным символом тщеты тирании. 

  • На архивной фотографии конца 1930‑х видно, как застраивался квартал EUR.
  • На архивной фотографии конца 1930‑х видно, как застраивался квартал EUR.
  • На архивной фотографии конца 1930‑х видно, как застраивался квартал EUR.
  • В 1950-х его слегка подлатали для нужд Министерства сельского хозяйства, но по-настоящему здание никогда толком не использовали. До 2015 года, когда модный Дом Fendi взял его в аренду у правительства, отреставрировал и превратил в свою штаб-квартиру

    Входная зона в отреставрированный дворец, ставший штаб-квартирой модного Дома Fendi.

    Входная зона в отреставрированный дворец, ставший штаб-квартирой модного Дома Fendi.

    Архитектурная команда во главе с Марко Констанци сотворила чудо – превратила здание, никогда не предназначавшееся для функциональных офисных нужд, в полноценное рабочее пространство и при этом не только не нарушила историческое величие памятника, но даже подчеркнула его. 

    Лаундж-зона в офисе Fendi на третьем этаже.

    Лаундж-зона в офисе Fendi на третьем этаже.

    Офисные помещения Fendi тщательно выдержаны в эстетике самого здания. Кроме того, всегда бывший бессмысленно-красивым и загадочным, дворец теперь открыт городу, одним из символов которого стал: в нем есть выставочное пространство, открывшееся осенью экспозицией об истории “Квадратного Колизея”. 

    Гулкие и величественные галереи дворца были задуманы как выставочные пространства.

    Гулкие и величественные галереи дворца были задуманы как выставочные пространства.

    Символ тоталитаризма стал штаб-квартирой диктатуры иного рода – диктатуры моды. А этой диктатуре мы все всегда подчиняемся с удовольствием.

    Одно из офисных помещений команды Fendi — модернистская колористика и мебель 1930-х появились тут отнюдь не случайно.

    Одно из офисных помещений команды Fendi — модернистская колористика и мебель 1930-х появились тут отнюдь не случайно.

    Офисы Fendi: галерея на третьем этаже.

    Офисы Fendi: галерея на третьем этаже.

    Отреставрированная галерея дворца.

    Отреставрированная галерея дворца.

    Из-за того что дворец долго стоял пустым, в глазах публики он приобрел слегка мистический облик, отразившийся в работах фотохудожницы Элен Бине. Вот так она поэтизировала технический выход на крышу.

    Из-за того что дворец долго стоял пустым, в глазах публики он приобрел слегка мистический облик, отразившийся в работах фотохудожницы Элен Бине. Вот так она поэтизировала технический выход на крышу.

    Текст: Евгения Микулина

    Фото: HÉlÈne Binet; Andrea Jemolo; Gionata Xerra; архив пресс-службы
    опубликовано в журнале №04 (149) Апрель 2016

    Комментарии