Дом в стиле "теплый минимализм" в Кортрейке

Бельгийский архитектор Винсент ван Дуйсен начал практиковать в начале 1990-х. Он сразу попал в поле зрения своих коллег и архитектурно-интерьерных изданий. А все из-за необычного стиля, в котором он работает. “Аскетичная изысканность”, – охарактеризовала его дизайнер Патриция Уркиола

Дом построен в 1950 году по проекту бельгийского архитектора Жозефа Вьерина.

На эстетические взгляды ван Дуйсена оказало влияние творчество бенедиктинского монаха – архитектора Ханса ван дер Лана (1904–1991) и модельера Рэи Кавакубо. Лаконичность и монашеская скромность свойственны всем проектам Винсента, и резиденция в бельгийском Кортрейке не исключение.

Фрагмент гостиной. Контрастным фоном арт-объекту Аниша Капура служат старые деревянные панели.

Дом расположен в живописном парке и построен в стиле французской виллы: кирпичные стены, выкрашенные в белый, и черепичная крыша. Его возвели в 1950‑е годы по проекту бельгийского архитектора Жозефа Вьерина.

Зимняя гостиная. На стенах остались деревянные панели, которые не стали красить или лакировать. На полу — толстая рогожка.

Из примечательного внутри был кабинет, обставленный мебелью бельгийского дизайнера Жюля Вабба. Письменный стол, стеллажи и стулья были в превосходном состоянии, поэтому ван Дуйсен их сохранил. Он считает, что “не стоит перечеркивать прошлое, но оно не должно утомлять”.

Кабинет. Его стены отделаны льном, чтобы минимализм казался более уютным.

В его интерьерах главные роли отводятся пространству и свету. Поэтому в первую очередь архитектор реорганизовал помещения. Сводчатая галерея, которая раньше была террасой, после остекления стала частью дома. В ней расположилась импровизированная столовая с люстрой, сделанной на заказ, большим деревянным столом Акселя Вервордта (хозяевам нравится мебель по его дизайну, ее специально покупали и для других помещений) и редко встречающимися стульями дизайнера Пьера Жаннере. 

Столовая. Стол по дизайну Акселя Вервордта из восстановленной древесины. Вокруг него стулья по дизайну Пьера Жаннере.

Это типичный дуйсеновский прием: всего лишь пара-тройка предметов в комнате, но каждый выбран неслучайно. “Я всегда комбинирую старое и новое, но на современный лад. Контраст и тактильность для меня очень важны”, – говорит он.

Летняя гостиная в доме. Кресла Granada спроектированы Хавьером Карвахалем для испанского павильона на Всемирной торговой выставке 1964 года в Нью-Йорке.

Архитектор может запросто состарить абсолютно новые половые доски, а старые стеновые панели, наоборот, отполировать до блеска. Например, в зимней гостиной он не стал покрывать лаком оригинальные панели буазери, оставив их матовыми. Они превратились в отличный фон для блестящего и переливающегося арт-объекта Аниша Капура.

Фрагмент зимней гостиной. На стенах старые панели буазери, а на полу толстая рогожка.

Винсент тщательно подходит к подбору материалов и старается демонстрировать их натуральную красоту. Обстановку этого дома он считает “торжеством ремесленников”, а не брендов. С разными мастерами он стал тесно сотрудничать еще в начале карьеры и с тех пор не изменяет своим привычкам. А вот уличную мебель архитектор спроектировал сам, подражая модернистам: простые формы, крашенное в белый дерево и лен.

Фирменный прием дизайнера: нейтральные оттенки, простые формы и сочетание старинных и современных предметов.

Ван Дуйсен не только реконструировал и обставил дом, он также спроектировал летний павильон рядом на участке. Для визуального объединения старой и новой построек использовались следующие приемы: крытый пассаж с белой кирпичной стеной и терракотовой крышей и голубоватый песчаник. Плитами из него выложены полы на кухне, на обоих этажах павильона и двор. Стена, ко всему прочему, служит ограждением для внутреннего двора, где вырыли три прямоугольных пруда. 

Спальня. Здесь для отделки использованы кожа, лен и бархат. Они создают ощущение роскоши и уюта одновременно.

В павильоне же расположились столовая, кухня и гостиная, а в подвале – спа-зона. Стены нового здания полностью стеклянные, и в теплое время года их можно вообще убрать. Одно нажатие кнопки – и огромные рамы опускаются в землю. То, что кажется таким простым со стороны, сложно было воплотить технически. Архитектору пришлось обустроить в подвале отдельные помещения для подъемных механизмов и хранения стекол. Но эффект того стоил.

Ванная комната. Дизайнер любит контраст фактур, поэтому поставил за ванну кожаную ширму.

Несмотря на минималистичность, в проектах ван Дуйсена живется довольно комфортно. Архитектор любит использовать в современных интерьерах старинные предметы и называет свой стиль “теплым минимализмом”. “Сейчас как раз мое время! Многие заказчики с уважением относятся к историческому наследию и стараются его сохранить”, – объясняет он.

Летний павильон. Здесь расположены столовая, кухня и зона отдыха, а в подвале — большая зона спа.

Проход из основного дома к летнему павильону у бассейна. Пол выложен голубоватым песчаником.

Текст: Карен Маккартни

Фото: ричард пауэрс
опубликовано в журнале №05 (150) Май 2016

читайте также

Комментарии