Дом в стиле "теплый минимализм" в Кортрейке

Бельгийский архитектор Винсент ван Дуйсен начал практиковать в начале 1990-х. Он сразу попал в поле зрения своих коллег и архитектурно-интерьерных изданий. А все из-за необычного стиля, в котором он работает. “Аскетичная изысканность”, – охарактеризовала его дизайнер Патриция Уркиола

Дом построен в 1950 году по проекту бельгийского архитектора Жозефа Вьерина.

Дом построен в 1950 году по проекту бельгийского архитектора Жозефа Вьерина.

На эстетические взгляды ван Дуйсена оказало влияние творчество бенедиктинского монаха – архитектора Ханса ван дер Лана (1904–1991) и модельера Рэи Кавакубо. Лаконичность и монашеская скромность свойственны всем проектам Винсента, и резиденция в бельгийском Кортрейке не исключение.

Фрагмент гостиной. Контрастным фоном арт-объекту Аниша Капура служат старые деревянные панели.

Фрагмент гостиной. Контрастным фоном арт-объекту Аниша Капура служат старые деревянные панели.

Дом расположен в живописном парке и построен в стиле французской виллы: кирпичные стены, выкрашенные в белый, и черепичная крыша. Его возвели в 1950‑е годы по проекту бельгийского архитектора Жозефа Вьерина.

Зимняя гостиная. На стенах остались деревянные панели, которые не стали красить или лакировать. На полу — толстая рогожка.

Зимняя гостиная. На стенах остались деревянные панели, которые не стали красить или лакировать. На полу — толстая рогожка.

Из примечательного внутри был кабинет, обставленный мебелью бельгийского дизайнера Жюля Вабба. Письменный стол, стеллажи и стулья были в превосходном состоянии, поэтому ван Дуйсен их сохранил. Он считает, что “не стоит перечеркивать прошлое, но оно не должно утомлять”.

Кабинет. Его стены отделаны льном, чтобы минимализм казался более уютным.

Кабинет. Его стены отделаны льном, чтобы минимализм казался более уютным.

В его интерьерах главные роли отводятся пространству и свету. Поэтому в первую очередь архитектор реорганизовал помещения. Сводчатая галерея, которая раньше была террасой, после остекления стала частью дома. В ней расположилась импровизированная столовая с люстрой, сделанной на заказ, большим деревянным столом Акселя Вервордта (хозяевам нравится мебель по его дизайну, ее специально покупали и для других помещений) и редко встречающимися стульями дизайнера Пьера Жаннере. 

Столовая. Стол по дизайну Акселя Вервордта из восстановленной древесины. Вокруг него стулья по дизайну Пьера Жаннере.

Столовая. Стол по дизайну Акселя Вервордта из восстановленной древесины. Вокруг него стулья по дизайну Пьера Жаннере.

Это типичный дуйсеновский прием: всего лишь пара-тройка предметов в комнате, но каждый выбран неслучайно. “Я всегда комбинирую старое и новое, но на современный лад. Контраст и тактильность для меня очень важны”, – говорит он.

Летняя гостиная в доме. Кресла Granada спроектированы Хавьером Карвахалем для испанского павильона на Всемирной торговой выставке 1964 года в Нью-Йорке.

Летняя гостиная в доме. Кресла Granada спроектированы Хавьером Карвахалем для испанского павильона на Всемирной торговой выставке 1964 года в Нью-Йорке.

Архитектор может запросто состарить абсолютно новые половые доски, а старые стеновые панели, наоборот, отполировать до блеска. Например, в зимней гостиной он не стал покрывать лаком оригинальные панели буазери, оставив их матовыми. Они превратились в отличный фон для блестящего и переливающегося арт-объекта Аниша Капура.

Фрагмент зимней гостиной. На стенах старые панели буазери, а на полу толстая рогожка.

Фрагмент зимней гостиной. На стенах старые панели буазери, а на полу толстая рогожка.

Винсент тщательно подходит к подбору материалов и старается демонстрировать их натуральную красоту. Обстановку этого дома он считает “торжеством ремесленников”, а не брендов. С разными мастерами он стал тесно сотрудничать еще в начале карьеры и с тех пор не изменяет своим привычкам. А вот уличную мебель архитектор спроектировал сам, подражая модернистам: простые формы, крашенное в белый дерево и лен.

Фирменный прием дизайнера: нейтральные оттенки, простые формы и сочетание старинных и современных предметов.

Фирменный прием дизайнера: нейтральные оттенки, простые формы и сочетание старинных и современных предметов.

Ван Дуйсен не только реконструировал и обставил дом, он также спроектировал летний павильон рядом на участке. Для визуального объединения старой и новой построек использовались следующие приемы: крытый пассаж с белой кирпичной стеной и терракотовой крышей и голубоватый песчаник. Плитами из него выложены полы на кухне, на обоих этажах павильона и двор. Стена, ко всему прочему, служит ограждением для внутреннего двора, где вырыли три прямоугольных пруда. 

Спальня. Здесь для отделки использованы кожа, лен и бархат. Они создают ощущение роскоши и уюта одновременно.

Спальня. Здесь для отделки использованы кожа, лен и бархат. Они создают ощущение роскоши и уюта одновременно.

В павильоне же расположились столовая, кухня и гостиная, а в подвале – спа-зона. Стены нового здания полностью стеклянные, и в теплое время года их можно вообще убрать. Одно нажатие кнопки – и огромные рамы опускаются в землю. То, что кажется таким простым со стороны, сложно было воплотить технически. Архитектору пришлось обустроить в подвале отдельные помещения для подъемных механизмов и хранения стекол. Но эффект того стоил.

Ванная комната. Дизайнер любит контраст фактур, поэтому поставил за ванну кожаную ширму.

Ванная комната. Дизайнер любит контраст фактур, поэтому поставил за ванну кожаную ширму.

Несмотря на минималистичность, в проектах ван Дуйсена живется довольно комфортно. Архитектор любит использовать в современных интерьерах старинные предметы и называет свой стиль “теплым минимализмом”. “Сейчас как раз мое время! Многие заказчики с уважением относятся к историческому наследию и стараются его сохранить”, – объясняет он.

Летний павильон. Здесь расположены столовая, кухня и зона отдыха, а в подвале — большая зона спа.

Летний павильон. Здесь расположены столовая, кухня и зона отдыха, а в подвале — большая зона спа.

Проход из основного дома к летнему павильону у бассейна. Пол выложен голубоватым песчаником.

Проход из основного дома к летнему павильону у бассейна. Пол выложен голубоватым песчаником.

Текст: Карен Маккартни

Фото: ричард пауэрс
опубликовано в журнале №05 (150) Май 2016

Комментарии