Квартира в стиле ар-деко в Москве

Георгий и Надежда Ананьевы

“Здесь очень сильно проступают черты грядущего ар-деко. По сути, это его предчувствие, – рассказывают дизайнеры Георгий и Надежда Ананьевы о доходном доме на Пречистенке, построенном Густавом Гельрихом в стилистике северного модерна. – Таких домов много в Санкт-Петербурге и в Европе, а для Москвы это редкий и оттого особенно привлекательный образец”. Недавно Ананьевы завершили в этом доме одну из квартир, и лейтмотивом всего интерьера стал заданный самой архитектурой стиль – в смягченной, осовремененной форме.

Заказчики пришли к дизайнерам с пониманием “духа места”. “Нам было приятно, что они с уважением отнеслись и к истории, и к атмосфере. К счастью, они не просили у нас ни Людовиков, ни Прованса”, – рассказывает Надежда. Все быстро сошлись на варианте современной классики с элементами ар-деко в мебели и в отделке. “Для себя мы назвали этот проект “Ар-деко лайт”, – продолжает Георгий. – Мы старались уйти от чрезмерной декоративности и тяжеловесности, которыми порой грешит этот стиль”.

Гостиная. Диван, The Sofa & Chair Company. Журнальный столик, Noir Furniture. Ажурная перегородка по дизайну Ананьева служит фоном для пары светильников, Porta Romana. Ковер, Parsua. На переднем плане столик, Bliss Studio.

Гостиная. Диван, The Sofa & Chair Company. Журнальный столик, Noir Furniture. Ажурная перегородка по дизайну Ананьева служит фоном для пары светильников, Porta Romana. Ковер, Parsua. На переднем плане столик, Bliss Studio.

Архитектура дореволюционного здания задала не только стилистику, но и планировку. Фасад дома строго следует неправильной форме квартала, как это было принято в старину, поэтому квартира очень сильно вытянута и имеет сложные очертания, непараллельные стены и непрямые углы. Дизайнерам пришлось с этим считаться. Так родилась планировка, состоящая из двух логических частей: большая общественная зона и приватная часть с кабинетом, спальней и комнатами дочерей, в которые ведет длинный и сравнительно узкий коридор.

Зона столовой. Вокруг обеденного стола, Henredon, кресла, The Sofa & Chair Company. Люстры из металлических цепочек, Tigermoth. Настольная лампа, Arteriors. На стене картина Кирилла Василёнка “Генкин двор”.

Зона столовой. Вокруг обеденного стола, Henredon, кресла, The Sofa & Chair Company. Люстры из металлических цепочек, Tigermoth. Настольная лампа, Arteriors. На стене картина Кирилла Василёнка “Генкин двор”.

“Заказчики сперва просили любым способом избежать появления коридора, но мы сумели их убедить, что переход из узкого и длинного пространства в большое и светлое делает интерьер сложнее и интереснее. В итоге всем понравилось, что получилось”, – рассказывает Надежда. Чтобы коридор смотрелся светлее, в нем предусмотрели несколько вариантов освещения – от закарнизной подсветки до красивых ламп-шаров по дизайну Лоры Кирар. В торце на консоли установили скульптуру работы ­Георгия ­Ананьева, а над ней повесили фотоработу “Изумруд”. “Идти надо на прекрасное”, – с улыбкой комментирует Надежда Ананьева.

У окна в гостиной кресла, Pearson Company, и торшер, Arteriors. За перегородкой видна столовая. Тумба под телевизор сделана по эскизам Ананьева.

У окна в гостиной кресла, Pearson Company, и торшер, Arteriors. За перегородкой видна столовая. Тумба под телевизор сделана по эскизам Ананьева.

Общественная зона, состоящая из кухни, гостиной и столовой, расположена в самой эффектной и светлой части квартиры – вдоль стены с эркером и шестью окнами. Большое, высокое и залитое светом пространство не хотелось делить на части, но необходимо было зонировать, поэтому в интерьере возникли ажурные перегородки. Они выполнены из дерева и фактурного стекла ручной работы по мотивам аутентичного орнамента периода ар-деко. “Мы хотели сохранить масштаб пространства и сознательно использовали нарочито большие предметы: решетки, огромные настольные лампы, которые смотрятся почти как арт-объекты, и ковер с крупным рисунком”, – объясняют авторы проекта.

В прихожей комод, Century Furniture. Над ним фотография в обрамлении бра, Arteriors. Банкетка, Worlds Away. Рисунок пола из песчаника придумал Георгий Ананьев.

В прихожей комод, Century Furniture. Над ним фотография в обрамлении бра, Arteriors. Банкетка, Worlds Away. Рисунок пола из песчаника придумал Георгий Ананьев.

Практически во всех проектах Ананьевых встречаются вещи, сделанные по эскизам Георгия. В этой квартире без авторской мебели было просто не обойтись – подобрать предметы, близкие по духу к ар-деко, но без излишней декоративности в отделке, оказалось очень сложно. “Для такого интерьера нужны крупные лаконичные формы в духе так называемого сталинского ар-деко”, – говорит Георгий. Под него дизайнер и стилизовал буфет для столовой и массивную тумбу под телевизор в гостиной – простые по форме, эти предметы сделаны из вишни со сложным и красивым рисунком древесины. Есть в проекте и вещи любимых Ананьевыми марок, которые работают на стыке классики и современности. Например, светильники компании Tigermoth в столовой, каскадная форма которых выглядит вполне традиционно, но при этом сам материал, тончайшие металлические цепочки, придает им современный характер.

Фрагмент спальни. Кровать, The Sofa & Chair Company; лампа с основанием в духе Джакометти, Porta Romana; обои, Mokum.

Фрагмент спальни. Кровать, The Sofa & Chair Company; лампа с основанием в духе Джакометти, Porta Romana; обои, Mokum.

Приватная зона занимает больше половины площади квартиры, и это неудивительно – здесь живет семья с тремя дочерьми. В самой дальней части находится большая родительская спальня, к которой примыкает ванная комната с двумя окнами. Пол спальни затянут шелковистым ковролином из вискозы. Как объясняют дизайнеры, для разно­образия тактильных впечатлений. Остальные полы в квартире – либо каменные, либо из ореха. На прикроватных столиках стоят лампы с основаниями в виде вытянутых человеческих фигур, мужской и женской. Эти лампы – то немногое, что заказчики с самого начала хотели непременно видеть в своем интерьере. Их вдохновили светильники в виде шагающих фигур Альберто Джакометти, и Надежда с Георгием подобрали близкие к ним по стилю, но менее обязывающие. Можно сказать, что этот же прием использован и во всем интерьере – в нем достаточно много исторических цитат, но нет дословного копирования, так что история дома и желания хозяев квартиры удачно дополняют друг друга.

Главное достоинство хозяйской ванной комнаты — два окна. Пол, нижняя часть стен и дверной проем отделаны мрамором. Банкетка, Worlds Away.

Главное достоинство хозяйской ванной комнаты — два окна. Пол, нижняя часть стен и дверной проем отделаны мрамором. Банкетка, Worlds Away.

Текст: Марина Юшкевич

Фото: Сергей Ананьев
опубликовано в журнале №09 (154) Сентябрь 2016

Комментарии