Пост почитания Акилле Кастильони

Ровно 99 лет назад, 16 февраля 1918 года, в Милане родился Акилле Кастильони – один из основателей итальянского дизайна. В основе его творчества всегда лежали наблюдение и переосмысление повседневной жизни, сделавшие его автором, возможно, самых популярных в мире предметов мебели и аксессуаров для дома.

Акилле Кастильони в собственной квартире в Милане.

Акилле Кастильони в собственной квартире в Милане.

Свой творческий путь молодой Акилле Кастильони начинал в 1945 году после окончания Миланского политехнического университета, основав со своим средним братом Пьером Джакомо собственную студию промышленного дизайна. За последующие полвека работы – сначала в качестве продуктивного тандема (до 1968-го, когда скоропостижно скончался Пьер Джакомо), а впоследствии в одиночестве и при сотрудничестве с другими авторами – Акилле Кастильони создал просто невероятное количество предметов мебели и аксессуаров.

Пьер Джакомо и Акилле Кастильони.

Пьер Джакомо и Акилле Кастильони.

Многие объекты его творчества стали по-настоящему культовыми, заняв почетное место в десятках музеев всего мира. Иные стали настольно популярными, что примелькались чуть ли не в каждом интерьере по всему свету не только в реальности, но и на съемочных площадках кино и сериалов. А некоторые из-за своей известности пали жертвами бесконечных подделок.

Множество людей во всем мире каждый день пользуются предметами Акилле Кастильони, даже не зная его имени. И хотя великий итальянский дизайнер стал по-настоящему бессмертен благодаря своим работам, многие пытались всю жизнь его классифицировать, загонять в рамки дизайнерских направлений. Акилле оставался верен самому себе, своей индивидуальности, не вписываясь ни в одну из категорий, а вместо этого создавая свои собственные. После мучительно долгого и сложного выбора представляем вашему вниманию подборку самых знаковых и знаменитых творений Акилле Кастильони.

1. Табурет Mezzadro, Zanotta, 1954 (1957)

Табурет был впервые продемонстрирован публике в 1954 году на Х Триеннале в Милане. Впоследствии прототип был избавлен от лишних деталей и представлен в своем нынешнем виде на экспозиции Colori e forme nella casa d’oggi («Цвет и форма в современном доме») на вилле Ольмо в Комо. По классификации самого Кастильони, Mezzadro принадлежит к категории ready-made, которая опирается на уже существовавшие предметы ежедневного обихода. Для таких объектов братья-дизайнеры брали за основу узнаваемые формы, оставляя пространство для улучшения, переосмысления устоявшихся элементов в новом контексте.

Пост почитания Акилле Кастильони

Смысловой точкой табурета стало яркое сиденье из окрашенной листовой стали, которое было взято из типичной для того времени тракторной кабины! Остальные три детали предмета также можно распознать: металлическая изогнутая ножка является отсылкой к амортизатору того же трактора, сиденье крепится к опоре при помощи велосипедной гайки, а деревянное основание напоминает ступеньку. После такого анатомирования становится понятно, что все эти элементы уже существовали ранее, но теперь они выполняют свою индивидуальную функцию в совсем ином контексте.

Пост почитания Акилле Кастильони

Табурет и по сей день находится в постоянной коллекции итальянской фабрики Zanotta, которая запустила его в производство лишь в 1970 году. И даже не имеет смысла перечислять, сколько музеев по всему миру включили в свое время Mezzadro в свою постоянную экспозицию.

2. Табурет Sella, Zanotta, 1957

Еще одной работой в тандеме со средним братом Пьером Джакомо стал табурет Sella. Впервые прототип был создан в 1957 году и представлен на уже известной выставке на вилле Ольмо в Комо. Чугунное основание-полусферу с розовой стальной ножкой венчает регулирующееся велосипедное сиденье – еще один объект Кастильони из категории ready-made.

Пост почитания Акилле Кастильони

Предмет был придуман для комфортной длительной беседы по телефону. В то время аппараты в Италии устанавливались на стену, а потому при продолжительном разговоре приходилось либо просто стоять рядом, либо неловко переминаться с ноги на ногу. Как говорил сам Акилле: «Когда я звоню по телефону, я люблю двигаться, ходить вокруг телефона, но я также хотел бы и сидеть, но не полностью».

Пост почитания Акилле Кастильони

Предмет выглядел настолько революционно для своего времени, как и его собрат Mezzadro, что в производство на фабрике Zanotta было запущено только в 1983-м. Эта же марка продолжает выпускать табурет и по сей день. Еще больше интересных фактов о культовом объекте читайте в нашем специальном материале здесь.

3. Кресло Primate, Zanotta, 1970

Кресло родилось из размышлений над укладом жизни и самобытными традициями Востока. Одним из излюбленных девизов Кастильони было утверждение: «Дизайн подразумевает наблюдение». В течение всей жизни он собирал идеи для своих творений, черпал вдохновение из повседневной жизни.

Пост почитания Акилле Кастильони

Primate перенимает азиатские обычаи: помимо обычного сиденья кресло оборудовано объемной подушкой, чтобы упираться в нее коленями. Вокруг предмета существует несколько версий: одна повествует о том, что объект был якобы создан для европейцев, которым было сложно привыкать к постоянному сидению на коленях; другая рассказывает, что автора посетило вдохновение, когда он наблюдал за привычкой детей забираться на стул и подкладывать для удобства подушку.

Пост почитания Акилле Кастильони

4. Столик Basello, 1987; столик Basellone, 1998; стеллаж Joy, 1990, все Zanotta

Перейдем к следующей категории в личной классификации Акилле Кастильони – так называемым redesigned objects. Сюда входят опять же привычные объекты из повседневной жизни, но которые не были разобраны на отдельные составляющие, а подверглись редизайну и получили новое необычное конструкционное решение.

Например, предмет Basello и его последующая увеличенная версия 1998 года Basellone. Этот небольшой столик включает L-образный элемент, который вращается вокруг модуля в виде перевернутой буквы U меньшего размера. Традиционный журнальный столик обзавелся в одном случае дополнительной поверхностью, а в другом – компактной скамеечкой, когда необходимо присесть к столешнице.

На переднем плане столик Basellone, за ним - стеллажи Joy.

На переднем плане столик Basellone, за ним - стеллажи Joy.

Стеллаж Joy построен на сходном принципе вращения поверхностей в одной плоскости. Предмет основан на форме столика Basello, а количество L-образных полок увеличено до традиционных семи. Благодаря перемещению поверхностей вокруг вертикальной опоры объект подстраивается под окружающее пространство. Стеллаж можно установить в угол, рядом с письменным столом, использовать в качестве межкомнатной перегородки, но своей функциональности он при этом не потеряет.

Пост почитания Акилле Кастильони

5. Столик Cumano, 1977, Zanotta

Еще одним примером редизайна привычного объекта является Cumano. Свою историю предмет ведет от компактного столика для кафе под открытым небом, придуманного еще в XIX веке. Предмет поддерживается тремя металлическими ножками, одна из которых приводится в движение при помощи специального сустава и складывает столик в одну плоскость, превращая его из объемного в двумерный.

Пост почитания Акилле Кастильони

Стальная столешница с одного края дополнена отверстием, благодаря чему предмет можно легко повесить на стену на крюк, предоставляющийся в комплекте. Стоит отметить, что складное соединение обработано специальным смазывающим составом, предотвращающим коррозию и продлевающим срок службы предмета.

Пост почитания Акилле Кастильони

6. Кресло Sanluca, 1960, Gavina

В предмете Sanluca, как ни в каком другом, идеально сочетается функциональность и оригинальный дизайн. При создании предмета братья Кастильони отвергли классические изгибы традиционного кресла, оставив только строго необходимую структуру для обеспечения максимальной поддержки. Несколько авангардное по своему внешнему виду, оно удивительно эргономично, несмотря на казалось бы жесткую конструкцию.

Пост почитания Акилле Кастильони

Три точки опоры – сиденье, спинка и подголовник – визуально и структурно разделены, а затем собраны вместе при помощи винтов. Удобство достигается также и за счет использования наполнителя разной степени плотности. За свою долгую историю существования кресло пережило множество переизданий: выпуском в разное время занимались фабрики Gavina, Knoll, Bernini и Poltrona Frau, которая и производит предмет в настоящее время. 

Пост почитания Акилле Кастильони

7. Радиола RR126, 1965, Brionvega

Радиола RR126, созданная опять же в тандеме с Пьером Джакомо, была инновационна для своего времени. Во-первых, благодаря своим превосходным акустическим характеристикам, во-вторых, из-за своей мобильности. А в-третьих, предмет легко трансформировался под заданную ситуацию. Подвижные модули с колонками могли быть размещены по бокам от основного пульта с радиоприемником и проигрывателем пластинок, а могли складываться, превращаясь из прямоугольника в компактный квадрат. Колонки вообще можно было снять и разместить на расстоянии, благодаря длинным соединительным кабелям.

Пост почитания Акилле Кастильони

8. Светильники для Flos

Акилле Кастильони создал для итальянской фабрики Flos невероятное количество невероятных светильников, но сегодня мы хотели бы остановиться лишь на пяти из них, самых, по нашему мнению, уникальных.

Нельзя рассказать историю о Кастильони и светильниках без самого популярного, самого подделываемого в мире торшера с мраморным основанием Arco (1962). Даже если вы ничего не знаете о дизайне мебели, но смотрите зарубежные сериалы и фильмы, то можете заприметить этот объект чуть ли не в каждой киноленте. Да что там говорить: в реальных интерьерах по всему миру, куда ни плюнь, попадешь на Arco. Самым известным фактом о торшере является то, что братья Кастильони пытались воссоздать в нем силуэт уличного фонаря.

Пост почитания Акилле Кастильони

А чей образ лег в основу настольной лампы Snoopy (1967), очевидно из названия. Не забыли дизайнеры и о самом важном элементе – носе Снупи, который в данном светильнике одновременно выступает в роли выключателя.

Пост почитания Акилле Кастильони

Следующие два светильника – это эксперименты с материалами. Предмет Gatto (1960) был одним из первых реализованных из синтетического сырья коконов, который по ощущениям больше всего напоминал японскую рисовую бумагу, а визуально походил на паутину.

Пост почитания Акилле Кастильони

А вот светильник Taccia (1962) – это история несоответствия технологий передовым задумкам дизайнеров Кастильони. Предмет должен был быть выполнен с объемным пластиковым абажуром, который в то время плавился под действием обычной лампы накаливания, потому материал пришлось заменить на стекло. И только спустя 54 года светильник Taccia обзавелся оригинальным пластиковым рассеивателем, благодаря появлению в нашей жизни светодиода – подробнее о переиздании читайте здесь.

Пост почитания Акилле Кастильони

Завершает подборку светильников Кастильони люстра Taraxacum (1988). В объекте выразилось категоричное убеждение Акилле против всего лишнего. Если обычные лампочки хороши сами по себе, то абажуру здесь явно не место.

Пост почитания Акилле Кастильони

И еще: будете в Милане, посетите квартиру-студию дизайнера, которая сейчас функционирует как музей – интерьеры можете посмотреть здесь. Не забудьте только заранее договориться о визите с представителями музеями – контакты найдете на официальной странице fondazioneachillecastiglioni.it

Текст: Дарья Маслова

Фото: архивы пресс-службы

читайте также

Комментарии