Предмет культа: соковыжималка Juicy Salif Филиппа Старка

Культовая соковыжималка Juicy Salif является одним из самых противоречивых предметов дизайна XX века. Специально для наших читателей мы подготовили 9 интересных фактов об инопланетной иконе дизайна 1990-х годов.

Дизайнер Филипп Старк

1. Автор культовой соковыжималки – гуру современного дизайна француз Филипп Старк.

2. История создания объекта Juicy Salif подобна ванне Архимеда и яблоку Ньютона. В 1990 году, обедая на побережье Амальфи, Старк обдумывал новый заказ для итальянского дома Alessi. Дизайнер размышлял, как выразить свою индивидуальность и свой талант в таком скучном предмете обихода, как поднос. Но, размечтавшись над тарелкой кальмаров, он обнаружил отсутствие лимона, который просто необходим к этому морепродукту. И тут произошло настоящее озарение, эврика! Спустя некоторое время основатель фабрики Альберто Алесси получил салфетку из того самого итальянского кафе со следами кетчупа и набросками Старка. Слева направо была изображена трансформация кальмара в причудливый объект. Именно эти зарисовки стали основой того, как сейчас выглядит самая знаменитая соковыжималка XX века. А салфетка, в свою очередь, заняла почетное место в музее дизайна Alessi.

3. Реализована икона дизайна 1990-х годов из литого полированного алюминия. Может беспощадно выдавить сок из любого цитрусового – лимона, апельсина, лайма.

4. Juicy Salif – это истинный образец постмодернизма. В своей работе Старк отвергает выработанный предшественниками принцип “форма следует за функцией”. Культовая соковыжималка – это скорее торжество, полная капитуляция функции перед формой. На этот счет существует множество толков и комментариев. Истые практики поспешили отметить, что предмет Alessi вряд ли служит своему прямому предназначению. При ее использовании жидкость разбрызгивается во все стороны, косточки падают прямо в стакан, большое количество мякоти остается на поверхности предмета, а общее впечатление – это хаос и беспорядок на столешнице. Да еще и объект необходимо сразу же вымыть вручную и высушить. Но, несмотря на то что многие признают недостаток функциональности культового предмета, невозможно не преклоняться перед его совершенным, инопланетным дизайном.

5. Сам Филипп Старк примерно так определяет свое творение: “Соковыжималка Juicy Salif создана быть вводом к началу беседы и темой разговора. А еще она давит лимоны”.

6. Однако благодаря продуманному дизайну под высокие ножки Juicy Salif можно поставить емкость любого вида. Такой практичности никто отрицать уж точно не сможет!

7. Соковыжималка стала так популярна, что сам Старк успел ее возненавидеть.

Соковыжималка в белой версии, ограниченная серия.

8. За годы своего существования культовый предмет успел отпраздновать две крупные годовщины. 10-летие было отмечено новой ограниченной версией (всего 10 тысяч экземпляров) – Juicy Salif в позолоте! Самое интересное, что инструкция предупреждала о том, что использование предмета по назначению не рекомендуется, ведь лимонный сок может повредить драгоценное покрытие. Такая пометка автоматически превращала Juicy Salif в объект исключительно декоративный. 25-летие прошло без курьезов – Филипп Старк и Альберто Алесси поставили свои автографы на специально созданной к событию огромной версии соковыжималки, а также презентовали две новые версии объекта – в бронзе и матовом белом цвете.

9. Результат сотрудничества Старка и Alessi развенчал непреложную истину о непременно высокой цене настоящей дизайнерской вещи. Стоимость обычной версии соковыжималки никогда не поднималась выше 100 долларов.

Текст: Дарья Маслова

Фото: alessi.com

читайте также

Комментарии