Субъект культа: Вернер Пантон

Современность наступила в 1960-е годы. Рухнули колониальные империи, английский язык победил французский, распалась большая семья – более двух поколений родственников больше не жили в одном доме. Бодрийяр и Деррида пробовали перо, Годар снимал “Китаянку”, художники окончательно порвали с такими понятиями, как картина и скульптура. Мао (заочно) и Троцкий (посмертно) тревожили умы интеллектуалов.

Ресторан Varna  в Орхусе, Дания, 1971

Ресторан Varna  в Орхусе, Дания, 1971

Вернер Пантон, мимолетный сотрудник Арне Якобсена, патриарха скандинавского дизайна, и мимолетный зять Поуля Хеннингсена, другого патриарха скандинавского дизайна, в течение всего этого десятилетия проектировал стул – тот самый, знаменитый, из цельного куска пластмассы, похожий на высунутый язык, который дразнит кого-то в небе.

Panton Chair (“Стул Пантона”), Vitra, дизайн 1958–1967 годов

Panton Chair (“Стул Пантона”), Vitra, дизайн 1958–1967 годов

Пантон несколько лет искал фабрику, которая согласилась бы изготовить стул-язык, и нашел ее не в родной Дании, а в Швейцарии. Это была Vitra. Швейцарские химики с этим стулом пуд соли съели. Только в начале 1970‑х появился способ изготавливать его так, чтобы он был достаточно прочен и не слишком дорог. Чтобы работать вместе с технологами, Вернер Пантон переселился в Базель.

Вернер Пантон в своей квартире в Базеле, где  он жил с 1964 по 1972 год

Вернер Пантон в своей квартире в Базеле, где  он жил с 1964 по 1972 год

В Данию он больше не возвращался. Его новыми заказчиками стали швейцарские, французские и немецкие фирмы. В частности, концерн Bayer, который изобрел синтетическое волокно дралон и решил рекламировать его как материал для интерьеров. Концерн арендовал прогулочное судно “Лорелея”, переименовал его в “Дралон” и к очередной мебельной выставке в Кельне попросил Вернера Пантона оформить интерьеры судна, как можно больше и разнообразнее используя новый материал. 

Интерьер “Визионы 2”, 1970. Один  из салонов в центральном отсеке главной палубы

Интерьер “Визионы 2”, 1970. Один  из салонов в центральном отсеке главной палубы

Как подлинный интеллектуал 1960-х, Пантон с подозрением относился ко всему привычному. Интерьер со стандартной мебелью, приспособленной для неизменных ритуалов повседневной жизни, для него был воплощенным насилием над свободой и фантазией человека.

Стул из серии 1-2-3, 1974,  Fritz Hansen, VerPan

Стул из серии 1-2-3, 1974,  Fritz Hansen, VerPan

Он говорил: “Ненавижу, когда я захожу в гостиную и вижу диван, журнальный столик и два кресла, и понимаю, что вот здесь я буду находиться весь вечер. Я делаю мебель, которую можно поднимать и опускать, чтобы смотреть на вещи под разным углом”.

Стул из серии K, 1958, Plus-linje

Стул из серии K, 1958, Plus-linje

С середины 1960-х Пантон проектировал невиданную мебель: многоуровневый диван-стеллаж, мягкую “башню” с несколькими выступами, по которым можно забраться под потолок. 

Бар Barboy, 1963. Производили в разные годы Sommer, Bisterfeld & Weiss, VerPan

Бар Barboy, 1963. Производили в разные годы Sommer, Bisterfeld & Weiss, VerPan

Опытные образцы этих предметов заполняли его квартиру. Некоторые из них были выставлены на прогулочном судне “Дралон” в 1968 году. А через два года на том же судне, которое по совету Пантона переименовали в “Визиону”, он создал интерьер из мебели, похожей на грибы, люстр, свисающих до пола, и текстиля ярких цветов, который выстилал все поверхности снизу доверху – герметичный мир из синтетической ткани и вспененного полиуретана, залитый цветным искусственным светом. Этот временный интерьер – самое дикое и яркое сновидение в истории интерьера вообще.

Интерьер “Визионы 2”, 1970. Помещение в носовом отсеке главной палубы

Интерьер “Визионы 2”, 1970. Помещение в носовом отсеке главной палубы

С конца 1960-х Пантон проектировал много интерьеров в том же стиле, собранных из похожих, а часто таких же светильников, мебели, стенных панелей.

Пластиковая панель для интерьера  “Визионы 2”, 1970

Пластиковая панель для интерьера  “Визионы 2”, 1970

Постепенно они становились этакими “портфолио” Вернера Пантона, как бы набросками тех ретроспективных выставок, которые в 1990-е он устраивал уже в новом статусе, как живая легенда дизайна. 

Павильон компаний Plus Linje и Unika Vaev в мебельном магазине Möbel Pfister в Цюрихе, 1961

Павильон компаний Plus Linje и Unika Vaev в мебельном магазине Möbel Pfister в Цюрихе, 1961

Пантон умер перед открытием крупнейшей из них, в 1998 году, вовремя избежав участи превратиться в прижизненный памятник самому себе.

Кабинет Вернера Пантона в доме в районе Биннинген, Базель, где он жил с 1972 года

Кабинет Вернера Пантона в доме в районе Биннинген, Базель, где он жил с 1972 года

Столовая офиса издательского дома Spiegel, Гамбург, 1969

Столовая офиса издательского дома Spiegel, Гамбург, 1969

Гостиная базельской квартиры Вернера Пантона. В кадре — мягкая мебель “Жилая башня” и “Волна”, 1969

Гостиная базельской квартиры Вернера Пантона. В кадре — мягкая мебель “Жилая башня” и “Волна”, 1969

Ковер Roulette, около 1965, Unika Vaev

Ковер Roulette, около 1965, Unika Vaev

Стул-конус из серии K (Kræmmerhusstole), 1958, Plus-linje

Стул-конус из серии K (Kræmmerhusstole), 1958, Plus-linje

Стул Vilbert,  1993, IKEA

Стул Vilbert,  1993, IKEA

Лампа “Глобус”, 1969–1970, Louis Poulsen, VerPan

Лампа “Глобус”, 1969–1970, Louis Poulsen, VerPan

“Спиральная

“Спиральная" лампа,  1970, Lüber, VerPan

Лампа “Луна”, 1960, Louis Poulsen, VerPan

Лампа “Луна”, 1960, Louis Poulsen, VerPan

Часы-конструктор Click-clock,  1995, Crival

Часы-конструктор Click-clock,  1995, Crival

Текст: Артем Дежурко 


Фото: @Verner Panton Design

Комментарии