Молодые скандинавские дизайнеры

Скандинавский дизайн, простой, экологичный и жизнеутверждающий, сейчас популярен не меньше, чем в 50-е годы прошлого столетия. AD пообщался с молодыми дизайнерами, перенявшими эстафету у Алвара Аалто, Арне Якобсена и прочих классиков.

1. Андреас Энгесвик, Норвегия

Молодые скандинавские дизайнеры

Андреас не так уж юн (родился в 1970 году), но заговорили о нем совсем недавно. Всё потому, что норвежец очень любит учиться. 

Деревянные фигурки Howdy Owls, Menu, 2011

Деревянные фигурки Howdy Owls, Menu, 2011

У него два образования – история искусств в Бергенском университете и дизайн в Национальном колледже искусств и дизайна в Дублине. Теперь Андреас учит других в стокгольмском Колледже искусств, ­ремесел и дизайна. 

Стеклянная скульптура The Woods, создана совместно с бюро StokkeAustad, 2013

Стеклянная скульптура The Woods, создана совместно с бюро StokkeAustad, 2013

Студенческая скамья в прошлом, однако это не значит, что с учебой покончено. “­Дизайн, – говорит Андреас, – это такая область, в которой обучение не закончится никогда. Я постоянно узнаю что-то новое, и границы моих возможностей постоянно ­раздвигаются”.

Письменный стол Alto, Fjordfiesta Furniture, 2001–2013

Письменный стол Alto, Fjordfiesta Furniture, 2001–2013

В 2000 году вместе с двумя приятелями Андреас основал студию Norway Says, и это тоже не способствовало личной славе. Студия сотрудничала с известными марками (Muuto, ClassiCon, Kvadrat и др.), получала премии и пользовалась любовью журналистов, но имена участников оставались в тени. Через десять лет совместной работы друзья ее закрыли. 

Светильник Mhy, Muuto, 2007

Светильник Mhy, Muuto, 2007

Торбьён Андерсен и Эспен Волл по-прежнему трудятся вместе, а Андреас Энгесвик открыл в 2009 году собственное дизайн-бюро и наконец-то заявил о себе в полный голос. Он продолжает сотрудничать со скандинавскими брендами (Iittala, Muuto, Asplund, Menu и др.), но в целом география его заказов существенно расширилась. 

Настольная лампа Blom, Fontana Arte, 2013

Настольная лампа Blom, Fontana Arte, 2013

Например, недавно он разработал светильники для французской марки Ligne Roset и итальянской Fontana Arte. Нередко партнером Андреаса выступает другая восходящая звезда норвежского дизайна – 29-летний Даниэль Рибаккен. Вместе они работают над освещением, любимой темой всякого северного дизайнера. 

Стеклянная скульптура The Woods, создана совместно с бюро StokkeAustad, 2013

Стеклянная скульптура The Woods, создана совместно с бюро StokkeAustad, 2013

Если по поводу кого-то из коллег Андреаса из соседних стран можно сомневаться, с ним всё очевидно: это скандинавский дизайнер до мозга костей. Натуральное дерево, яркие цвета, простота и удобство – все каноны соблюдены. Норвежец не спорит. “Что такое скандинавский дизайн? – спрашивает Андреас и тут же сам отвечает: – Это функциональность, хорошие материалы, красота и качество. Всё это есть в моих работах, так что да, я самый что ни на есть скандинав”.

Бутылка со стаканами Corky, Muuto, 2011

Бутылка со стаканами Corky, Muuto, 2011

2. Студия Note, Швеция

Слева направо:  Кристиано Пигаццини,  Алексис Холмквист, Йоханнес Карлстрём, Сусанна Волин и Кристоффер  Фагерстрём

Слева направо:  Кристиано Пигаццини,  Алексис Холмквист, Йоханнес Карлстрём, Сусанна Волин и Кристоффер  Фагерстрём

За названием Note стоят пять дизайнеров в возрасте от тридцати до тридцати пяти лет: Кристиано Пигаццини, Алексис Холмквист, Йоханнес Карлстрём, Кристоффер Фагерстрём и Сусанна Волин. 

Светильник Nour из коллекции Marginal Notes #2, Studio Work, 2012

Светильник Nour из коллекции Marginal Notes #2, Studio Work, 2012

Они объединились в 2008 году как архитектурное бюро и сейчас много работают в этой области, но миру стали известны благодаря предметному дизайну. Настоящий успех пришел к студии в 2011 году с коллекцией Marginal Notes. 

Настенная панель для хранения  канцтоваров Suburbia, Seletti, 2013

Настенная панель для хранения  канцтоваров Suburbia, Seletti, 2013

“Мы собрали все наши наброски и сделали прототипы, – вспоминает Кристиано Пигаццини. – В тот момент мы не думали, будет ли кто-нибудь производить эти вещи. Мы просто хотели создавать что-то новое, что-то, что нравится именно нам”. Производитель нашелся, и оказалось, что вкусы Note разделяют очень многие.

Табурет Bolt, La Chance, 2012, получил премию журнала Wallpaper как лучший табурет года

Табурет Bolt, La Chance, 2012, получил премию журнала Wallpaper как лучший табурет года

Работы студии отличает элемент игры и активное использование цвета. “Мы все любим скандинавский модернизм, функциональность, дерево, но для нас помимо этого важно, чтобы вещи были с характером”, – объясняет Алексис Холмквист. 

Для бутика Camper в Мальмё Note придумали не только интерьер, но и мебель, 2013

Для бутика Camper в Мальмё Note придумали не только интерьер, но и мебель, 2013

Яркая индивидуальность несколько не ­характерна для минималистского во всех своих проявлениях скандинавского дизайна, и, похоже, Note можно назвать шведской группой только по географическому признаку. Они и сами с этим согласны. 

Раковина  с деревянной полкой Step, Ex.t, 2013

Раковина  с деревянной полкой Step, Ex.t, 2013

“Мы, конечно, скандинавские дизайнеры, потому что работаем в Швеции, и большинство из нас выросло и училось в Скандинавии. Тем не менее мы стремимся быть ближе к глобальному контексту”, – говорит Йоханнес Карлстрём.

Светильники Silo,  Zero, 2013

Светильники Silo,  Zero, 2013

Сегодня Note сотрудничает с компаниями из Швеции, Италии и Франции, среди них Zero, Nola, Karl Andersson & Söner, Abici Italia, Seletti, La Chance. На вопрос, почему они так назвались, дизайнеры отвечают: “Глагол note означает “замечать”, мы называемся именно так, потому что хотим быть замеченными”. Что ж, это им неплохо удается.

Диван из коллекции Boop, Studio Work, 2010

Диван из коллекции Boop, Studio Work, 2010

3. Томас Бентсен, Дания

Молодые скандинавские дизайнеры

Один из самых ярких датских дизайнеров, 44-летний Томас обладает редкой особенностью: он умеет не только рисовать и пользоваться компьютерными программами, но и работать руками. 

Настольная лампа Conic, Danish Crafts, 2011

Настольная лампа Conic, Danish Crafts, 2011

В детстве ему настолько нравилась минималистичная деревянная мебель в доме дедушки и бабушки, что сразу же после школы он отправился учиться на столяра. Научившись мастерить мебель, Томас поступил в Датскую школу дизайна, где честно отучился пять лет. Но всё же своим главным учителем он считает Луизу Кэмпбелл, в студии которой Томас начал работать сразу после окончания обучения в Школе дизайна. “Я устроился на должность младшего дизайнера, и это была чистой воды удача – работать с успешным и известным датским дизайнером, – вспоминает Бентсен. – Она показала мне, как пра­вильно общаться с клиентами, как отстаивать свои идеи и делать вещи, за которые не стыдно”.

Журнальный столик Around, Muuto, 2011

Журнальный столик Around, Muuto, 2011

Свою собственную студию Томас Бентсен открыл в 2010 году, после пяти лет работы с Кэмпбелл. “Поскольку я учился на столяра, моим любимым материалом было дерево, – признается он. – Благодаря Луизе я стал принимать и уважать другие материалы. Если бы десять лет назад мне кто-нибудь рассказал, что я буду работать с тканью и придумывать дизайн подушек, я бы не поверил. 

Стеллаж Library, сделан для выставки SE/The Cabinetmakers, 2008

Стеллаж Library, сделан для выставки SE/The Cabinetmakers, 2008

Крутые мастера не занимаются такой ерундой, думал я в юности. Но постепенно я взрослел, набирался опыта и наконец осознал, что скучных материалов не бывает, и иногда вещи, которые с первого взгляда кажутся незначительными, требуют больше всего внимания. Так, над простой чашкой для Royal Copenhagen я работал два с половиной года”, – смеется Томас.

Стул Ash, Danish Crafts, 2012

Стул Ash, Danish Crafts, 2012

Сейчас Бентсен разрабатывает одновременно несколько проектов – это коллекция ваз для модной скандинавской марки Muuto и еще несколько крупных предметов, про которые пока нельзя рассказывать.

Переносной столик Don’t Leave Me, HAY, 2007

Переносной столик Don’t Leave Me, HAY, 2007

Все работы Бентсена отличают лаконичность и сдержанность, столь свойственные скандинавскому дизайну. Однако сам Томас не причисляет себя ни к каким группам. “Я вообще стараюсь не задумываться о стилях, – говорит датчанин. – Хотя если посмотреть на мои работы с точки зрения характерных признаков скандинавского дизайна – а это, на мой взгляд, честность, функциональность, логика и поэзия, – то я, безусловно, скандинавский дизайнер”.

  • Подушки Mingle, Muuto, 2012
  • Подушка Mingle, Muuto, 2012
  • Текст: Татьяна Шарапова, Юлия Пешкова, Марина Ширская

    Фото: Татьяна Шарапова, mathias nero; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
    опубликовано в журнале №9 (121) СЕНТЯБРЬ 2013

    Комментарии