5 классических мебельных стилей

Мы подготовили историческую справку о пяти стилях, которые определяют облик классической мебели сегодня, и привела примеры их самых удачных современных трактовок.

Барокко

Зеркало Fregate, дерево, Jumbo Collection.

Динамичный, патетический и пышный, стиль барокко появился в Италии в конце XVI века и в течение следующих ста лет распространился на север. Как и в случае с другими классическими стилями, основные элементы барокко (от итал. barocco – “вычурная раковина”) восходят к античности: это волюты и разнообразные завитки, витые колонны, а также фигуры ангелов и купидонов. 

Людовик XIV.  Бюст работы Бернини, 1665.

В Версале, возведение которого было начато Людовиком XIV в 1661 году, главный барочный мотив, волюта, прослеживается всюду: от изголовий кроватей и оконных ставней до дорожек в парке:

Гравюра – эскиз лестницы и декоративных панелей для Хэмптон-Кортского дворца, автор Жан Тижу, 1693:

Отпечаток с изображением барочных орнаментов и масок, автор Жорж Шармтон, 1676:

Андре Шарль Буль был любимым краснодеревщиком Короля-Солнца. Подсвечник его работы, ок. 1680:

“Наши барочные коллекции вдохновлены работами знаменитого архитектора и скульптора Джана Лоренцо Бернини – в них и страсть, и театральность, и новаторское начало. Ведь в те времена стиль барокко был настоящим прорывом”, – говорит Ливио Баллабио, архитектор и креативный директор марки Jumbo Collection.

Консоль Matisse, металл, мрамор, Jumbo Collection.

Рококо

Комод, дерево, металл, Fratelli Radice.

Стиль рококо возник во Франции в первой половине XVIII века, в годы правления Людовика XV, и явился своеобразной “мутацией” барокко: завитки и раковины (рокайль) стали мельче, формы – утонченнее. В рококо больше асимметрии и буйства декора: медные накладные украшения буквально стелются по поверхностям комодов, каминов и зеркал. Главные отличительные черты – изогнутая ножка кабриоль, мелкий растительный узор, увлечение “китайщиной” (шинуазри) и фарфором, новые, более миниатюрные виды мебели.

Охотничий домик в Амалиенбурге под Мюнхеном был построен для императора Карла VII архитектором Франсуа Кювилье в 1730-х годах.

Маркиза де Помпадур, самая известная фаворитка Людовика XV, изображена на портрете Франсуа Буше (ок. 1750) на фоне клавесина с резными ножками кабриоль и типичного для эпохи рококо кресла бержер:

Эскиз оформления гостиной в стиле рококо, автор Джон Линнелл, 1750-е:

Отпечаток с декором камина и зеркала, автор Л. Шнетцлер, ок. 1757:

Жак Каффьери, французский скульптор и литейщик, работал в основном с бронзой. Внизу отлитая им подставка для кочерги, 1752:

“Специфика рококо – обилие декоративных деталей. Поэтому и мы, создавая современные предметы обстановки в этом стиле, главным считаем внимание к деталям. А старинные образцы декора и отделок передаются в нашей компании из поколения в поколение”, – говорит Тициано Радиче, глава фабрики Fratelli Radice.

  • Буфет, дерево, металл, Fratelli Radice.
  • Кресло, дерево, металл, текстиль, Fratelli Radice
  • Классицизм

    Бюст Марии Антуанетты, неизвестный автор,  XVIII век.

    Чрезмерная декоративность рококо долго не продержалась, в последней трети XVIII века в моду входит более строгий стиль – классицизм, приверженцы которого почти “дословно” копировали античные образцы. Ножки стульев теперь напоминают классические колонны с каннелюрами, их спинки – очертания греческих ваз, цветовая гамма светлеет, а интерьеры снова становятся симметричными. Другие признаки стиля: венки и гирлянды, медальоны и виньетки, фигурки и рельефы в греческом стиле.

    Фрагмент отделки холла, вишня, патинирование, Marco Mobili.

    Малый Трианон (1762–1768) был спроектирован для маркизы де Помпадур, недолго находился в распоряжении другой фаворитки Людовика XV мадам Дюбарри, но свой окончательный облик принял при Марии Антуанетте. Ее спальня обставлена мебелью работы краснодеревщика Жоржа Жакоба:

    Спальня в Малом Трианоне.

    Роберт Адам, архитектор и дизайнер мебели, был главным проповедником нео­классического стиля в Англии. Потолок дома в Лондоне по его эскизам, ок. 1771:

    Джозайя Ведж­вуд, основатель знаменитой фарфоровой мануфактуры, создавал свои вазы, вдохновляясь этрусскими образцами, найденными на раскопках в Италии. Ваза, 1750:

    Жан-Анри Ризенер, придворный краснодеревщик Людовика XVI, начинал карьеру с мебели в стиле рококо, но быстро переметнулся в лагерь классицизма. Бюро его работы, ок. 1785:

    “Ни один проект в стиле классицизма не обходится без резных деталей, выполненных в строгой античной манере. Такие элементы, как капители, пилястры и так далее, на Marco Mobili делают вручную. Затем они доводятся до совершенства при помощи финишных покрытий, разрабатываемых индивидуально для каждого клиента”, – говорит Михаил Финкельбаум, генеральный директор компании Marco Mobili.

  • Кабинет, вишня, патинирование, Marco Mobili.
  • Шкафы в гостиной, массив дерева, лак, резьба, золочение, Marco Mobili.
  • Фрагмент шкафа под аудиоаппаратуру, массив дерева, лак, золочение, Marco Mobili.
  • Ампир

    Рабочий кабинет Наполеона Бонапарта во дворце Мальмезон.

    Пик увлечения античностью приходится на начало XIX века, только теперь это не безмятежный стиль à la grecque, а более агрессивный и величественный ампир (от фр. empire – “империя”), вдохновленный правлением Наполеона (1804–1815). Пока он пытается воссоздать римскую империю, его краснодеревщики вводят в оборот такие мотивы, как изображения сфинксов и грифонов, львиные лапы, маски, драпировки и их имитации, мрамор.

    Наполеон Бонапарт в должности первого консула, акварель работы Жана Огюста Доминика Энгра.

    Архитекторы Пьер Фонтен и Шарль Персье – родоначальники и популяризаторы ампира. Их эскиз кровати с балдахином, 1812:

    Коллекционер и дизайнер Томас Хоуп, представитель английского ампира, использовал египетские, античные и индийские мотивы в своих работах. Ваза по его эскизу, ок. 1802:

    “Для стиля ампир, основанного на традициях древнегреческого и древнеримского искусства, характерны определенные материалы: это мрамор и бронза, которые мы тщательно отбираем. А антикварные модели мебели, которые мы берем за образцы, происходят не только из Франции и Италии, но и из России”, – говорит Клаудио М. Фимиани, архитектор и дизайнер марки Francesco Molon.

  • Скамья, дерево, металл, Francesco Molon.
  • Консоль, дерево, металл, Francesco Molon.
  • Зеркало, дерево, металл, Francesco Molon.
  • Эклектика

    Одна из комнат в замке Линдерхоф. Это единственный замок короля Людвига II, достроенный при его жизни.

    Середина и вторая половина XIX века в Европе – консервативный период, когда производители мебели всё чаще обращаются к прошлому, заимствуя декоративные элементы разных эпох и смешивая их. Этот стиль известен сразу под двумя названиями: эклектика и историзм. Возвращается мода на рококо, готику и ампир; некоторые интерьеры стилизуют целиком, но появляются и новые мебельные формы: становятся популярными бахрома и стеганая обивка, плюш, обильная резьба, экзотические мотивы.

    Людвиг II, король Баварии с 1864 по 1886 год, был известен своим эксцентричным вкусом и страстью к эстетике эпохи Людовика XV. Свои замки в окрестностях Мюнхена – Нойшванштайн, Херренхимзее и Линдерхоф – он оформил в стиле неорококо. Карета Людвига II работы мюнхенского мастера Пауля Гмельха:

    Австрийский художник и законодатель мод Ганс Макарт (1840–1884) смешивал в своих интерьерах всё подряд: мебель классических и восточных стилей, плюш, букеты из бумажных цветов, оружие и произведения искусства. Изображение его гостиной работы Антона Ромако, 1887:

    “Создавать эклектичную мебель гораздо сложнее, чем вещи в одном из классических королевских стилей. Необходимо так смешать разные декоративные приемы, чтобы предмет выглядел гармонично и не потерял индивидуальность. Наша специализация – стеганые диваны и кресла и резная деревянная мебель”, – говорит Массимо Дзанабони, владелец компании Zanaboni.

  • Пуф, текстиль, Zanaboni.
  • Кресло, текстиль, дерево, Zanaboni.
  • Столик, металл, мрамор, Zanaboni.
  • читайте также

    Комментарии