Портрет: дизайнер Эрве ван дер Стратен

Людям, которые жаждут приобрести какой-нибудь предмет интерьера, созданный Эрве ван дер Стратеном, следует запастись терпением. У парижанина так много заказов, что ждать их выполнения приходится в среднем по восемь месяцев. “Мы живем в мире, где все дума­ют только о скорости, новизне и о том, чтобы набить карманы. У меня другие принципы. Моя работа – это своего рода гимн медлительности. Если на то, чтобы лак как следует просох, требуется два месяца, значит, я буду ждать два месяца”, – ­заявляет Эрве. И клиенты, соответственно, тоже должны ждать.

Эрве ван дер Стратен родился в 1965 году во Франции. Учился в Париже, в Школе изящных искусств. Занимался дизайном ювелирных украшений, работал с ведущими модными Домами. С 1992 года сосредоточился на дизайне мебели. В 1999‑м открыл магазин в квартале Марэ. С 2006 года производит мебель на собственной фабрике.

Список людей, готовых подождать шкафчик, стол, зеркало или консоль по дизайну ван дер Стратена, велик и полон громких имен. Само со­бой,­­ в него входят все ведущие декораторы: Альберто Пинто, Жак Гранж, ­Мюриель Брандолини, Питер Марино и Тьерри Депон. “Я не мыслю своих проектов без вещей от Эрве, – говорит декоратор Жан-Луи ­Денио. – Они великолепно вписываются в любую среду. Мне кажется, Эрве – это Жан-Мишель Франк нашего времени. Когда-нибудь его творения будут стоить миллионы”.

В парижской квартире по проекту Жан-Луи Денио бра по дизайну Эрве ван дер Стратена освещает современную скульптуру “Монстр” Ксавье Вейана.

Среди “обычных людей” у ван дер Стратена тоже есть поклонники – если, конечно, к “обычным” можно отнести Диану фон Фюрстенберг и Николя Саркози. Корпоративные клиенты тоже имеются: Дома Dior (Эрве – автор флакона духов J’adore) и Guerlain (косметическая линия Kiss Kiss), хрустальная ма­нуфактура Saint-Louis и обувная марка Roger Vivier. Для последних наличие в бутиках объектов по дизайну ван дер Стратена вообще ­стало фирменным знаком.

Интерьер квартиры в Париже, декоратор Жан-Луи Денио. В декоре спальни доминирует зеркало Nid по дизайну ван дер Стратена.

Откуда же взялся этот всеобщий любимец? Он родился в 1965 году и вырос в городке под названием Бретини-сюр-Орж, к югу от Парижа. Обычная семья: отец инженер, мать домохозяйка. Ребенок с младых ногтей обнаружил склонность к изящным искусствам: вместо того чтобы строить домики из Lego, юный Эрве конструировал колесницу Клеопатры. В роли царицы Египта выступал его любимый плюшевый медведь.

Зеркало “Ветви”, полированная бронза, 2003.

Родители водили мальчика по музеям – ему очень понравились работы культового французского скульптора Сезара. Но настоящий культурный шок случился, когда четырнадцатилетний Эрве ­пришел на выставку Сальвадора Дали в Центре Помпиду. “Я помню ­машину, стоявшую в тридцатиметровой ложке, – рассказывает Эрве. – Прямо скажем, это поражало ­воображение!”

Вазы, полированная бронза, хрусталь, 2008.

Учиться Эрве поступил в парижскую Школу ­изящных искусств. Еще будучи студентом, занялся дизайном ювелирных изделий из таких парадоксальных материалов, как кусочки проволоки и автомобильные запчасти. Эти странные творения попались на глаза Тьерри Мюглеру, и тот пригласил юное дарование (Эрве было всего девятнадцать лет) со­здавать украшения для его показов. После Мюглера к ван дер Стратену стали обращаться и ­другие модельеры – Ив Сен-Лоран, Жан-Поль Готье, Кристиан Лакруа и Александр Маккуин.

Консоль “Психоз”, фибростекло, красный лак, ограниченная серия из 20 штук, 2008.

Ювелирные изделия Эрве делает по сей день – говорит, что вдохновляется при этом античностью, искусством доколумбовой Америки, а также творчеством Александра Кальдера и Хуана Миро. Поку­пательницы на эти замысловатые вещи находятся без труда – среди них числятся Деми Мур, Джанет Джексон и Кейт Бланшетт. Но все же примерно с 1992 года главным своим делом дизайнер считает создание предметов интерьера (началось все с бронзовой лампы с зигзагообразными ножками). Почему? – спрашиваю я. “В мире моды все суетятся и куда-то спешат, – объясняет Эрве. – Все так быстро меняется. А меня привлекают более долговечные вещи”.

В интерьере дома в Португалии, оформленного бюро Oitoemponto, бронзовая ваза по дизайну ван дер Стратена сочетается с ампирными стульями.

Для того чтобы создавать и продавать эти “долговечные ве­щи” с комфортом, в 1999 году ван дер Стратен открыл шоу-рум в квартале Марэ, а в 2006-м – фабрику в предместье Баньоле. В ней два цеха: в одном ­работают с бронзой, в другом – с деревом. Сегодня на Эрве трудятся двадцать четыре человека.

Интерьер галереи Эрве ван дер Стратена в ­квартале Марэ.

На вопрос о том, что его вдохновляет, ван дер Стратен выдает длинный список, включающий азиатское и французское искусство, природные формы (и анималистические, и растительные), современное искусство и архитектуру. Конкретнее? Ну, ему нравятся скульптуры Энтони Гормли и Аниша Капура, а также Помпейские виллы, дворец Фонтенбло и немецкий павильон на барселонской Экспо 1929 – тот самый, что спроектировал Мис ван дер Роэ: “Этот павильон был таким элегантным и таким пустым. Но в то же время ясно чувствовалось: в нем есть все необходимое”.

Шкаф “Кинетика”, каштан, сикомор, ­пергамент, ограни­ченная серия из 8 штук, 2010.

В дизайнерских объектах ван дер Стратена, по его словам, всегда присутствует интрига, элемент загадочности – “вещь одновременно и движется, и замерла”. Его мебель и правда сбалансирована так хитро, будто закон гравитации ей не писан. И названия у его коллекций и выставок соответ­ствующие: “Искажения”, “Турбулентность”, “Гибриды”. Предпоследняя называется “Манипуляции”: “Я хотел порассуждать на тему экспериментов. Например, генетических – выведение новых видов”.

Консоль “Штабель”, дерево, лак, бронза, ограниченная серия из 20 штук, 2003.

Результатами “генетических экспериментов” Эрве стали двадцать два предмета, составленные из разных­ ­комбинаций кубов, трубочек, палочек и дисков. “В каждом проекте я ­исследую новые формы и материалы”, – говорит дизайнер. В данном случае это цветное стекло и анодированный алюминий – материал для отделки фасадов, но разве может это мелкое обстоятельство стоять на пути эксперимента? На очереди фарфор – Эрве делает из него коллекцию мебели для Севрской мануфактуры.

В гостиной дизайнера возле винтажного бархатного дивана находится журнальный столик “Мондриан”, созданный по его эскизам.

Еще недавно Эрве представил миру первые в своей карьере стулья. Раньше он на это не решался: “Все только и ждут, когда же дизайнер спроектирует стул. Это знаковый объект как лакмусовая бумажка – сразу ясно, чего человек стоит в профессии”. По поводу своих стульев он может не беспокоиться. Их два, они разные: один в духе “Де Стиль”, из бронзы и кожи, другой – из покрытого красным китайским лаком алюминия. И оба хороши.

Фрагмент гостиной в квар­тире Эрве ван дер Стратена. На консоли “Терновник” по его дизайну стоят его же настольная лампа и скульптура Ксавье Вейана. Картина у стены — работа ван дер Стратена.

Но красота, которую у вещей ван дер Стратена не отнять, для него не глав­ное. Главное – чтобы их качество было самым высоким. И в этом, считает дизайнер, и заключен секрет его успеха: “Люди ценят честность – и замысла, и воплощения. Я делаю мебель не ради денег, а потому, что мне это нравится. Моя цель – наслаждаться жизнью!” А нам остается наслаждаться результатами сибаритской философии этого перфекциониста. И ждать рождения каждой вещи по восемь месяцев – почти столько же, сколько ждут ребенка.

Кухня в парижской квартире Эрве ван дер Стратена. Зеленый пуф “Капсула” по его дизайну сочетается с креслами  Ле Корбюзье, обтянутыми зеленой кожей вместо классической черной.

Еще несколько лучших его работ:

  • Зеркало, позолоченное дерево, 2008.
  • Зеркало “Голубое солнце”, бронза, ­анодированный ­алюминий, 2010.
  • Настольная лампа, бронза, 2000.
  • Консоль “Казимир”, мрамор, ограниченная серия из 20 штук, 2010.
  • Люстра “Нирвана”, цветное стекло, полированная бронза, ограниченная серия из 8 штук, 2010.
  • Консоль “Кристаллоид”, посеребренная и никелированная бронза, зеленый лабрадорит, ограниченная серия из 20 штук, 2010.
  • Зеркало “Дада”,  полированная бронза,  ограниченная серия  из 20 штук, 2004.
  • Текст: Иан Филлипс

    Фото: Vincent Knapp; Архив Пресс-службы
    опубликовано в журнале №5 (84) май 2010

    читайте также

    Комментарии