Портрет: дизайнер Карлос Мотта

Пишущему о дизайне журналисту не полагается кричать на весь салон: “Ой, какая кушетка! Я тоже хочу такую!”, но при виде мебели Карлоса Мотты мой профессионализм куда-то улетучился. Вещи, которые он делает, действительно очень красивы – у них скульп­турные формы и богатая фактура. Их не при­ткнешь в угол – они требуют пространства и щедрости. Эта мебель идеально подходит к образу жизни самого дизайнера: он и вся его большая семья – заядлые серферы, спортивные и раскрепощенные люди.

Бразильский дизайнер Карлос Мотта. Родился в Сан-Паулу в 1952 году. Учился на факультете архитектуры и градостроительства университета Брас-Кубас в Сан-Паулу и в колледже Кабрийо в Санта-Круc (Калифорния). Работал в бюро Пауло Мендеса да Роши, а в 1978 году открыл Atelier Carlos Motta. Участвовал в оформлении президентского дворца Альворада, пинакотеки Сан-Паулу, базилики Явления Божьей Матери. Обожает серфинг.

Бразильский дизайнер Карлос Мотта. Родился в Сан-Паулу в 1952 году. Учился на факультете архитектуры и градостроительства университета Брас-Кубас в Сан-Паулу и в колледже Кабрийо в Санта-Круc (Калифорния). Работал в бюро Пауло Мендеса да Роши, а в 1978 году открыл Atelier Carlos Motta. Участвовал в оформлении президентского дворца Альворада, пинакотеки Сан-Паулу, базилики Явления Божьей Матери. Обожает серфинг.

“Вся моя жизнь связана с океаном. Отец увлекался морской рыбалкой, а я в 1969 году съездил в Калифорнию, где научился серфингу. Вот это было время: секс, трава и рок-н-ролл! – смеется Мотта. – А если серьезно, то контркультура 1960-х спасла меня, я обрел внутреннюю свободу, заинтересовался ­проблемами экологии и общества, а иначе я бы так и остался богатым сынком”.

“Хотите знать, где лучше волны? В Камбури, на севере штата Сан-Паулу, у меня  там есть дом”.

“Хотите знать, где лучше волны? В Камбури, на севере штата Сан-Паулу, у меня  там есть дом”.

В юности Мотта учился юриспруденции и подрабатывал в рекламном агентстве отца, но это ему быстро опостылело. “Я всегда любил работать по дереву, поэтому, поступив на архитектурный факультет, устроился подсобным рабочим в мебельную мастерскую, – рассказывает он. – А потом опять уехал в Калифорнию, чтобы освоить ремесло краснодеревщика”.

Журнальный стол Caju, дерево б/у, 2004.

Журнальный стол Caju, дерево б/у, 2004.

Всё, что выходит из мастерской Мотты, – абсолютно экологично. Он часто делает мебель из уже бывшей в употреблении древесины. “В Сан-Паулу постоянно что-то сносят, – говорит дизайнер. – Мы покупаем строительные балки, фонарные столбы и тому подобное. Еще мы используем дерево, которое выносит на берег прибой. Это самый крепкий материал, ведь океан очень агрессивен, он все вымывает, остается только то, что никакая соль не возьмет”.

Кресло-качалка Asturias, дерево б/у.

Кресло-качалка Asturias, дерево б/у.

Стиль, в котором работает дизайнер, сформировался под влиянием бразильского модернизма. В конце 1950-х – начале 1960-х, когда Карлос был еще ребенком, это направление развивалось очень бурно. “Родители часто ссорились и отправили меня жить в Рио, к деду Кандиду Мотте. Он был адвокатом и литератором, а когда президентом избрали Жуселину Кубичека, вошел в правительство. Вместе с ним я переехал в Бразилиа – как там было красиво! Позже, в 1990 году, Оскар Нимейер поручил мне спроектировать мебель для президентского дворца Альворада”.

  • Консоль Bola, розовое дерево, основание из железа. Столешница покрыта лаком на основе воска, 2008.
  • Ножка консоли.
  • Мотта строит и сам, хотя и не с таким размахом, как его титулованный коллега. Первым архитектурным проектом Карлоса стал его собственный дом в Мантикейре. “Мы пригласили строительную фирму и научили их работать по-новому. Теперь они используют только сертифицированный брус, строят почти без отходов, честно платят рабочим и получают заказы по всей стране”.

    Дом в Мантикейре Мотта спроектировал в 2009 году для своих друзей.

    Дом в Мантикейре Мотта спроектировал в 2009 году для своих друзей.

    Социальный аспект для Мотты так же важен, как происхождение сырья. Все должно быть по-честному. “Я родился в богатой семье и у меня было всё, что душа пожелает, – говорит он. – Теперь я должен помочь тем, у кого меньше возможностей. Люди приходят к нам в мастерскую из фавел. У нас очень душевно”.

    Интерьер дома в Мантикейре в Бразилии, 2000–2001.

    Интерьер дома в Мантикейре в Бразилии, 2000–2001.

    Еще несколько лучших его работ:

  • Скамья Mandacaru, розовое дерево, лак на основе воска, 2009.
  • Стул Havaianas, дерево и резина, сделан для одноименной компании — производителя шлепанцев-вьетнамок, 2010.
  • Вешалка Mandacaru, черное дерево, 2009. ­Выполнена в единственном экземпляре.
  • Вращающийся стул Radar, розовое дерево, основание из окисленного железа, 2008.
  • Кресло Rio Manso, дерево б/у, 2008.
  • Диван Mantiqueiras, розовое дерево, 2009.
  • Вид сзади.
  • Текст: Анна Пантуева

    Фото: Joe Schildhorn/Billy Farell Agency; Fernando Laszlo for Carlos Motta
    опубликовано в журнале №4 (94) апрель 2011

    Комментарии