Портрет: студия Note Design Studio

Шведская студия Note Design Studio была основана так же, как и многие дизайнерские и архитектурные бюро: несколько приятелей-дизайнеров сработались во время подготовки крупного проекта и решили продолжить совместную деятельность.

Слева направо: Кристоффер Фагерстрём, Алексис Холмквист, Йоханнес Карлстрём, Сусанна Волин, Кристиано Пигаццини

Слева направо: Кристоффер Фагерстрём, Алексис Холмквист, Йоханнес Карлстрём, Сусанна Волин, Кристиано Пигаццини

"В 2008 году я, Йоханнес Карлстрем и еще один дизайнер делили офис, – рассказывает Кристиано Пагаццини, один из основателей Note. – На горизонте появился крупный офисный проект, и нам так понравилось работать друг с другом, что после его окончания мы создали собственное бюро. Чуть позже к нам присоединились три другие важные для Note фигуры – Алексис Холмквист, Сусанна Велин, Кристофер Фагерстрем".

Вешалка, Punt, 2014

Вешалка, Punt, 2014

В состав студии входили разноплановые специалисты: как графические и веб-дизайнеры, так и дизайнеры интерьера и архитекторы. Основным направлением бизнеса было проектирование офисных интерьеров, и дела у компании шли хорошо. "Наш бизнес был успешным, но не хватало пространства для фантазии и креативности", – вспоминает Алексис Холмквист.

Светильник Yesterday Island, 2011

Светильник Yesterday Island, 2011

"В какой-то момент в начале 2010 года нам захотелось поработать над проектом, который не будет ограничен брифом заказчика, бюджетом и соображениями функциональности, – продолжает Кристиано. – Мы решили дать себе волю и попробовать выпустить коллекцию мебели, которая станет выражением нашей философии и поможет обрести индивидуальность".

Павильон Greenhouse на Stockholm Furniture Fair 2014

Павильон Greenhouse на Stockholm Furniture Fair 2014

Результатом эксперимента стала коллекция Marginal Notes, созданная по эскизам и чертежам, которые дизайнеры Note рисовали на полях своих блокнотов во время совещаний. "Обычно процесс проектирования предмета обстановки воспринимают как дело серьезное, –  говорит Кристиано. – Чертеж выверяют, обсуждают, корректируют. Мы же решили внести в это элемент спонтанности и игры: мы выбрали несколько набросков, сделанных "не всерьез", и попробовали создать реальные вещи на их основе". Получилась яркая и декоративная коллекция с большим разнообразием материалов: от пробки до металла и дерева.

Коллекция Marginal Notes

Коллекция Marginal Notes

Не все сотрудники студии поддерживали рискованный проект, подготовка которого "съела" большую часть бюджета и заняла целый год. К выставке Marginal Notes, которая прошла в начале 2011 года, в Note Design Studio осталось пять человек. "Безусловно, мы волновались и не знали, чем закончится этот эксперимент, – вспоминает Алексис. – Но, к счастью, реакция публики и прессы превзошла все наши ожидания". Хотя предметы не были созданы для промышленного производства, быстро нашлись заказчики: например, французская фабрика La Chance взяла в производство два табурета, один из которых позже получил премию Best Stool 2013 журнала Wallpaper.

Табурет Tembo, 2012

Табурет Tembo, 2012

"Главным результатом Marginal Notes для нас стало даже не обилие новых интересных и амбициозных проектов и заказов, а первый шаг к определению нашей идентичности и собственного характера, – говорит Кристиано. – Мы поняли, как нам нравится работать, и показали миру, на что мы способны. Конечно, жить после этого стало гораздо веселее! Теперь клиенты приходят к нам, потому что хотят быть частью нашего творчества".

Светильник Nour из коллекции Marginal Notes #2, 2012

Светильник Nour из коллекции Marginal Notes #2, 2012

Несмотря на то что бюро базируется в Стокгольме, дизайнеры Note Design Studio не считают себя типичными представителями скандинавской школы. "Я наполовину грек, Кристиано итальянец, так что вряд ли можно вести речь об абсолютной приверженности традиционному скандинавском дизайну, – объясняет Алексис. – Но он близок нам в том смысле, что мы тоже любим легко "читаемые" материалы и конструкции, простоту линий и гармонию форм".

Подсвечники POV, Menu/As

Подсвечники POV, Menu/As

Один из важных источников вдохновения – работы итальянских постмодернистов, например Этторе Соттссаса. "Я восхищаюсь его умением создавать сложные асимметричные вещи, в которых есть и элемент игры, и ярко выраженная индивидуальность", – говорит Алексис. Для Note Design Studio предметы обстановки – те же скульптуры, которые должны иметь свой характер и активно участвовать в наполнении пространства смыслом.

Зеркало из коллекции Gli Specchi di Dioniso, дизайнер Этторе Соттсасс, Glas Italia

Зеркало из коллекции Gli Specchi di Dioniso, дизайнер Этторе Соттсасс, Glas Italia

Сегодня бюро продолжает работать над проектами интерьеров: один из недавних заказов – стокгольмский шоу-рум марки Camper, известной не только отличной обувью, но и оригинально оформленными точками продаж. Важнейший элемент работы студии – проектирование мебели и аксессуаров. Среди производителей, с которыми сотрудничает Note Design Studio, – Seletti, Ex-T, Per/Use, Menu и другие фабрики по всей Европе.

Шоу-рум обувной марки Camper в Стокгольме

Шоу-рум обувной марки Camper в Стокгольме

Творческий процесс в бюро, вновь выросшем до размера 10–12 человек, устроен демократически. "Вся работа у нас происходит за длинным столом для совещаний, – рассказывает Алексис. – Поэтому решения мы принимаем совместно и всегда открыты для новых идей". За три года, прошедшие с выставки Marginal Notes, студия сделала большой шаг вперед, но сегодня дизайнеры снова задумываются о том, чтобы уйти "в самоволку". "Я чувствую, что приближается момент, когда нам станет скучно и захочется опять придумать какой-нибудь безумный и рискованный проект, – говорит Кристиано. – Пора пускаться в новую авантюру". 

Концепт-стор Johan & Nyström, Хельсинки, 2011

Концепт-стор Johan & Nyström, Хельсинки, 2011

Текст: Ксения Ощепкова

Комментарии