Карбон: материал XXI века

Материал, символизирующий торжество передовых технологий, на самом деле придуман давно – еще в 1880 году Томас Эдисон предлагал делать из углеродного волокна нити накаливания для своих ламп. Однако в отличие от лампочек эта новация ждала своего часа больше века. 

Углепластик, композитный материал из переплетенных нитей углеродного волокна, скрепленных с помощью эпо­ксидных смол.

Углепластик, композитный материал из переплетенных нитей углеродного волокна, скрепленных с помощью эпо­ксидных смол.

Зато теперь углеродное волокно (или попросту карбон, от английского carbon fiber) встречает нас повсюду: его используют в космической индустрии и самолетостроении, делают из него кузовные детали автомобилей и протезы – пара карбоновых ног принесла бегуну-инвалиду Оскару Писториусу шесть золотых медалей на Паралимпийских играх. Примеры применения углеродного волокна в дизайне пока штучные, но яркие.

Электровелосипед с рамой и рулем из углепластика LEAOS 2.0 Carbon City Design E-Bike, LEAOS.

Электровелосипед с рамой и рулем из углепластика LEAOS 2.0 Carbon City Design E-Bike, LEAOS.

Чаще всего карбон встречается в виде углепластика, композитного материала с эффектом 3D. Именно это свойство привлекло часовую марку IWC. “Благодаря углеволокну корпус часов отличается сложной трехмерной геометрией”, – говорит креативный директор компании Кристиан Кнооп, отвечавший за разработку коллекции Ingenieur Automatic Carbon Performance.

Часы Ingenieur Automatic Carbon Performance с корпусом и безелем из углепластика, IWC.

Часы Ingenieur Automatic Carbon Performance с корпусом и безелем из углепластика, IWC.

К тому же в часовом деле традиционно ценится не только конечный результат, но и трудоемкость самого производственного процесса. Карбон в этом смысле – идеальный выбор: корпус часов состоит из 45 деталей от 0,1 до 0,3 мм толщиной, вручную уложенных в форму для прессования. Сотрудникам IWC даже пришлось изобрести новый способ обработки карбоновой ткани.

Диван ONYX из углеродного волкна и вулканического камня, разработанный в рамках экспериментального проекта Peugeot Design Lab.

Диван ONYX из углеродного волкна и вулканического камня, разработанный в рамках экспериментального проекта Peugeot Design Lab.

Голландский дизайнер Марсель Вандерс, который начал делать карбоновую мебель одним из первых, тоже ссылается на тягу к экспериментам: “Мне нравится придумывать новое применение для хорошо известных материалов”. Дизайнер ценит углеводородное волокно за сочетание прочности и легкости – придуманный им в 2004 году Carbon Chair весит всего 3,7 кг. “Материала требуется меньше, отходов тоже получается меньше, а служит такая вещь дольше”, – говорит Вандерс.

Стул Carbon Chair, дизайн Бертьяна Пота и Марселя Вандерса для Moooi.

Стул Carbon Chair, дизайн Бертьяна Пота и Марселя Вандерса для Moooi.

Сейчас, по словам дизайнера, у него в работе целый гарнитур карбоновой мебели. “Это материал, который почти не подвержен влиянию времени, он и через сто лет будет выглядеть так же, как сегодня, – рассказывает он. – А мне хочется делать вещи, которые вызывают у людей душевную привязанность и желание никогда с ними не расставаться”.

Чехол для костюма из углепластика — один из четырех предметов багажа, разработанных Louis Vuitton для автомобилей BMW i8.

Чехол для костюма из углепластика — один из четырех предметов багажа, разработанных Louis Vuitton для автомобилей BMW i8.

Топор Core Axe с топорищем из углепластика и лезвиями из высокоуглеродистой стали по дизайну Каспера Гамильтона для Zai.

Топор Core Axe с топорищем из углепластика и лезвиями из высокоуглеродистой стали по дизайну Каспера Гамильтона для Zai.

Текст: Анастасия Ромашкевич

Фото: LEGION-MEDIA; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
опубликовано в журнале №9 (132) СЕНТЯБРЬ 2014

Комментарии